Техника - молодёжи 1964-08, страница 39it КНИГ jj друзья — о будущем «Д ведь нам надо знать не только две действительности — прошлую и настоящую, ту, в творчестве которой мы принимаем известное участие. Нам нужно знать еще третью — действительность будущего. Я эти слова произношу не ради остроумия, вовсе нет. Они мною чувствуются как решительная команда, как революционный приказ эпохи. Мы должны эту третью действительность уже сейчас включить в наш обиход, должны изображать ее». i 1ельзя не признать в этом высказывании Максима Горького точной, сжатой и емкой программы действия для писателя-фантаста. Наша жизнь быстро, ошеломляюще быстро развивается в самых романтических областях, таких, как космонавтика, атомная энергия, наука о жизни человека, кибернетика. И не удивительно, что человеку хочется заглянуть в этот широкий, необычайный. загадочный мир, увиденный оком науки, хочется освоиться с его непривычной реальностью, хочется разобраться в нем и представить себе его драматическое развитие в будущем. И как тут поверить в досужие вымыслы некоторых «мрачных» фантастов Запада, рисующих ужасающий холод темной ночи человечества, тоску уныния, воспевающих смерть и разрушение, когда этим вымыслам противостоит реальная программа, ведущая к творчеству и счастью, воспевающая жизнь! Коммунистические идеалы, несомненно, играют главенствующую роль в выборе героя фантастического произведения. Писатель старается собрать, сфокусировать в своем герое подмеченные черточки рождающегося у него на глазах человека завтрашнего дня, старается нарисовать ищущего, целеустремленного человека, способного на подвиг, освобожденного от материальных забот, от наследия капитализма, от леденящей душу угрозы атомной войны.. Хорошо подтверждает эти мысли новый сборник фантастических рассказов, изданный «Молодой гвардией» 1. В нем собраны рассказы молодых фантастов семи стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии. Двадцать один автор, двадцать один рассказ — лучшее из всего, что было отобрано среди множества рукописей, поступивших на Международный конкурс по фантастике, который проводили в 1962 году научно-популярные журналы социалистических стран. Интересны авторы, принимавшие участие в конкурсе. В основном это молодые ученые и инженеры. Надо сразу оговориться, что читатель встретит в этом сборнике научно-фантастические рассказы разных уровней. Например, в фантастике советской и польской есть уже большие традиции и маститые авторы, а в ГДР и Венгрии научная фантастика только начинает развиваться. Отрадно появление здесь первых рассказов, и, конечно, будет интересно проследить за становлением фантастики там, где она зарождается в новых социальных условиях. В. ИВАНОВА 1 Сборник «Лучший из миров». М., изд-во «Молодая гвардия», 1964. ФЕДОР КАРЖА1ШН Ш>])выи русский на И у бе «ВЭодился в Петербурге в России, учился в Париже, бывал в Петерсбурге Виргинском, видел Филадельфию и Бостон, служил в городе Святого Петра Мартиниканском в должности переводчика королевского; по том зделан воен-но-пленником Англичанами, сидел в плену в городе Святого Иоанна на острове Антиге...» Это автобиография. Напечатана она в книге 1791 года «Заметки о русском языке». Так кто же он, этот человек? Человека этого, «исполненного русского неунывающего духа», как говорил он о себе, зовут Федор Васильевич Каржа-вин. Библиотека имени Ленина, отдел редкой книги. Перебирая его фонды по заданию НИИ теории и истории архитектуры и строительной техники, я впервые встретил это имя. Оказалось, Ф. В. Кар-жавин не только выдающийся теоретик архитектуры XVIII века, но и крупный революционный просветитель, наш второй Радищев. Не захотев быть «холопом императоров и купцов», в 1773 году (год пугачевского восстания) он уезжает из царской России. Проведя в Париже три года в «слушании различных курсов, принадлежащих до медицинской и физической науки», Каржавин уезжает затем в страны Центральной и Северной Америки, где в это время (1775— 1783 гг.) разгорелась война за освобождение штатов от английского колониального ига. 23 мая 1963 года на митинге дружбы между народами СССР и Республики Куба Н. С. Хрущев напомнил, что в годы этой революционной войны «все прогрессивные люди того времени были на стороне американского народа». Был среди них и сын русского народа Федор Каржавин. В 1777 году Каржавин с боем привел с острова Мартиники в Виргинию большой корабль, груженный порохом и оружием, принял участие в формировании добровольческих частей и сам изготовлял «лекарства для храбрых солдат» армии Вашингтона. Затем военные пути-дороги забросили его к союзникам американских республиканцев — испанцам. Здесь он служил корабельным врачом. А в 1782 году «я, — пишет Каржавин, — пожелал продолжать путь до Гаваны... 6-го дня августа мы поехали в море, 11-го дня приехали в Мантасан на острове Куба, а оттуда в одни сутки в Гавану... В Гаване и околичных местах прожил я 23 месяца... лечил больных, составлял медикаменты для аптекарей... и учил по-французски». За два года жизни на Кубе Ф. В. Каржавин полюбил ее природу и архитектуру, ее людей. Вернувшись в Россию, он, первый русский очевидец, снова взялся за перо. С негодованием писал он в своих книгах о европейских цивилизаторах, «которые с мечом в одной руке и с крестом в другой, сопровождаемые псами, изрубили, растерзали, сожгли двадцать миллионов душ как на островах, так и на матерой земле Америки (именно на островах Порторике, Сан-Доминго и Кубе два миллиона, а на матерой земле 18 миллионов...)... Все берега Африканские и Американские стонут от бесчеловечия, с каким сахарные промышленники поступают с черноцвет-ными народами...» Ф. В. Каржавин был ярым противником дискриминации: «Двенадцать лет я выжил в разных областях как холод-ныя, так и теплыя Америки; был всего 28 лет вне отечества: следовательно, довольно поездил, ... множество народов я видел; везде я нашел человека, но дикаго нигде...» Мы до сих пор не знаем, о чем писал «Ф. К.» в «Гаванских ведомостях» за 1784 год (он печатался в этой газете). Но пока Ф. Каржавин был в Гаване, известный прогрессивный издатель Н. И. Новиков в Москве сумел выпустить его антирелигиозную книгу и ряд статей, одобрительно оценивающих «бунт» в «Соединенных Американских Областях». В то же время Ф. Каржавин не мог умолчать, что там нет равенства, а имеются «три класса» и процветает «поноснейшее унижение человечества», тиранство белых «над черными их собратиями». В 1788 году через Францию, где уже назрела революция, он вернулся на родину, которую горячо любил. Что же ожидало его здесь? В стране господствовала реакция. В 1790 году был аре- f стован Радищев, в 1792 году — Новиков. Но Ф. В. Каржавин не сдавался. Искусно обходя цензурные рогатки, он продолжал каждый год издавать по нескольку книг! Выходившие вплоть до его кончины (в 1812 году) и даже после нее, эти книги несли острые бунтарские и антирелигиозные мысли. Он высмеивал библейские мифы как «лжесплетений сгромождение, басен собрание и сказаний по вящшей мере смехотворных совокупление», проповедовал естественность народных «Вихрей», намекал, что пора сбросить в Волхов «скипетр», призывал установить «истинно республиканскую» организацию общества, где не будет «тунеядцев ленивых». 67 лет прожил Федор Каржавин. Судьба его удивительна! Но кто заложил в его характер страсть к свободе, к науке, любовь к людям? Отец? Ведь он тоже слыл вольнодумцем, хоть и ходил в купцах... Кто надоумил Федора после Парижского университета стать на родине «публичным учителем» — Новиков, Радищев? Как сложились дружба и совместная работа Ф. Каржавина с великим зодчим В. И. Баженовым?" Все это еще предстоит бережно исследовать историкам. Вот, оказывается, какой интересный человек 180 лет назад заложил первый камень в фундамент братской дружбы «Общества Российских народор» и народа Кубы. В. РАБИНОВИЧ, кандидат искусствоведения ссср 35 |