Техника - молодёжи 1964-09, страница 39

Техника - молодёжи 1964-09, страница 39

ПИСАТЕЛИ О СВОЕЙ РАБОТЕ

А. Шарову как писателю близки проблемы биологической кауки и педагогики. Широко известны иниги писателя «Жизнь побеждает» — о борьбе с чумой — и «Первое сражение» — о советских вирусологах. Его волнуют и публицистические темы, темы морали, воспитания. А. Шаров написал повесть «Друзья мои коммунары» — о школе-коммуне, о тяжелых двадцатых годах.

Последняя большая работа — роман «Я с этой улицы». В нем рассказывается о труде медиков, борющихся с тяжелыми болезнями детей, и о педагогах, пытающихся построить для ребят счастливую «детскую республику».

Каковы планы у писателя, над чем ои работает сейчас — об этом мы и просили рассказать А. Шарова.

^^обытия детства и юности часто иа всю жизиь определяют ^'направление, которое человек избирает. Мне выпало счастье учиться в школе-коммуне, организованной Пантелеймоном Николаевичем Аепешннскнм, в одной из тех школ, где создавалась новая педагогика, основанная на воспитании гражданственности, детском самоуправлении, высоком уважении к душевному миру школьника. И наука о воспитании — революционная педагогика навсегда осталась одним из самых главных дел для меня. А в тридцатые годы я учился иа биологическом факультете Московского университета. Возникшая у меня под влиянием талантливых преподавателей любовь к экспериментальной биологии, строгой, презирающей спекулятивность науке, ие могла ие сохраниться, хотя жизнь сложилась так, что я стал литератором, а ие биологом. Биология н педагогика и сейчас для меня ближе всего в мире науки.

Ценой тяжелых жертв открывали люди микробов — воа-буднтелей опаснейших заболеваний — и средства борьбы с ними. И микробы стали отступать. Но исследователи иашли другой грозный мир возбудителей болезней — вирусы. Битва с вирусами сейчас в самом разгаре: уже одержаны победы над такими опасными вирусными инфекциями, как полиомиелит.

И тут наука соприкасается с другим важнейшим и самым молодым разделом медицины — борьбой против болезней, заложенных в наследственной информации, передающихся от родителей к детям.

Об этом мне бы хотелось написать.

В повести «Первое сражение», посвященной героическому труду вирусологов, в последней главе рассказывается о вирус-ио-генетической теории происхождения рака, развитой Львом Александровичем Зильбером. Суть этой теории в том, что вирус — возбудитель злокачественной опухоли — проникает в святая святых клетки, сливается с молекулами ДНК — носителями иаследствеиной информации — и делает клетку другой, враждебной организму. Вирус как бы предательски подменяет гаринзои, поднимает восстание клеток против организма — восстание, часто оканчивающееся смертью человека.

В этом случае враждебная информация проникла извне, но часто она возникает «сама по себе», в молекулах, передающих потомству признаки организма, его конструкцию. Организм еще только развивается из оплодотворенной клетки. Но вместе с ним растет и наследственный иедуг. Таких «ошибок» в генетических кодах, вызывающих наследственные болезни, изучены десятки. Бороться с ними трудно. Сражение за счастье человека приходится начинать до его рождения. Это битва до рассвета. Так мне бы и хотелось назвать книгу о наследственных болезнях и ученых, борющихся с ними: «Битва до рассвета».

А ^вторая тема, глубоко волнующая меня, связана с педагогикой. Многие из вас читали чудесные книги Яиуша Корчака «Король Матиуш» и «Когда я снова стану маленьким». Ученый, врач, замечательный педагог, который вместе со своими воспитанниками, ребятами на варшавского гетто, погиб в кремационной печи Треблинки, Яиуш Корчак был одним из лучших людей иа земле. Я мечтаю написать о его педагогических воззрениях, учительском труде, обо всей его удивительной жизни, отданной человечеству и надежде человечества — детям.

А. ШАРОВ

„КОМСОМОЛЕЦ"

в поле:

БЩЕСТВЕННЫИ ИНСТИТУТ

ГЛУБИННОГО

ПОИСКА -РАБОТАЕТ

(сва. № В и 7)

Д. ПИСКУНОВ, наш спец. корр.

|нженер машиноиспытательной станции, казалось, не за-мечал волнения своих собеседников. Он говорил тихо, размеренно:

— Что у вас в конце концов получится — этого я ие знаю. Но, судя по сегодняшнему испытанию, ваш картофелеуборочный комбайн нежизнеспособен.

За тридцать лет работы конструктору Якову Яковлевичу Трандофилову, понятно, доводилось переживать ие одну неудачу. Сейчас его больше беспокоило не сообщение инженера, а настроение Володи Литеркина. Все радости в творчестве у него впереди, а вот горечь поражения — первая. Вид у бригадира монтажников был откровенно подавленный.

— Яков Яковлевич... Что же, не в свои сани сели?

— Комбайн действительно не может работать так, как надо, — сказал Тракдофилов. — Но испытатели ошиблись в одном, Володя. Жизнеспособности у нашего «Комсомольца» хватит. Ведь мы не махнем на него рукой?

„НИЧЕГО, НТО ОРЕШЕК КРЕПКИЙ"

Бригадир коллектива коммунистического труда В. ПИТЕРКИН: «Первое знакомство с картофелеуборочными комбайнами было не из приятных».

Эта история началась весной 1961 года. К секретарю комсомольской организации завода Владимиру Васильеву пришел инженер конструкторского отдела Я. Тракдофилов.

— Прочел я это и вспомнил ваши очень веселые разговоры, когда вы приехали осенью с «картошки». — Ок развернул порядком зачитанную газету.

Сотни рабочих и служащих завода каждый год выезжали на картофельные поля Подмосковья, помогали убирать урожай.

встречали на этих полях неповоротливые уборочные комбайны, которые будто изнемогали от собственной тяжести. Вид таких технических «образцов» давал тогда пищу заводским острословам. Но какая тут связь с газетой? Взгляд комсорга остановился на отчеркнутом абзаце:

«Я присоединяю свой голос к тем, которые выступали и ставили задачу перед научными учреждениями механизировать уборку картофеля. Но этот орешек очень крепкий. Как говорится, ученые уже много зубов поломали, чтобы его разгрызть, но пока это не удалось. Я видел много иностранных картофелеуборочных комбайнов. Нужно сказать, что они такие же несовершенные, как и наши комбайны. Пусть конструкторы продолжают Свою работу».

Васильев был знаком с выступлением Никиты Сергеевича Хрущева на совещании передовиков сельского хозяйства: оно состоялось месяц назад, в феЬрале. И догадаться, почему именно это место особенно заинтересовало конструктора, было нетрудно. О Трандофилове говорили на заводе, что он, как аккумулятор, заряжен фантазиями.

— Вы, Яков Яковлевич, обратили внимание на орешек. А на ученых, обломавших о него свои зубы?

— Но никто не запрещает и другим попробовать свои силы. Не смог бы наш райком комсомола мобилизовать для создания комбайна добровольцев на других предприятиях?

...Через несколько дней в кабинете секретаря Ленинградского районного комитета комсомола Николая Скороходова заводские комсорги намечали примерный состав молодежного общественного конструкторского бюро, которое будет работать над новым картофелеуборочным комбайном «Комсомолец».

35