Техника - молодёжи 1964-12, страница 9

Техника - молодёжи 1964-12, страница 9

НЕПОЧАТ

4-

Феерическое зрелище: ХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ НА ДНЕ ОКЕАНА

Яркие лучи прожекторов, цепочки разноцветных огней разорвали сумрак верной ночи... Клокочущие в трубах и котлах потоки жидких и газовых смесей разбудили таинственное безмолвие океанской бездны... Человек пришел в этот призрачный мир, чтобы овладеть его несметными богатствами.

Огромны запасы нефти и газа, спрятанные под донными наслоениями. До них уже добрались мощные бурильные установки. Зажурчала по пластмассовым трубам черная кровь земли, устремляясь от скважин к установкам для крекинга.

Прозрачной рекой заструилось к дистилляционным колоннам и «голубое золото». Электролизеры добывают из воды водород и кислород, а из растворенных в ней солей — хлор, щелочи, словом, любое вспомогательное сырье. Но странное дело: куда запропастились массивные, толстостенные аппараты на мощном фундаменте, столь привычные для наземных химических заводов? Неужто эти легкие полупрозрачные оболочки, которые видны в окно батискафа, и есть химические реакторы? Да. А ведь в них поддерживаются давления в сотни атмосфер и температуры в сотни градусов! Равномерно стискивая со всех сторон гибкие тонкостенные резервуары из полимеров, вода не дает им разорваться: внутреннее давление равно внешнему. В подводном «космосе» химические реакторы плавают в состоянии своеобразной невесомости. Стало ^ыть, отпадает нужда в бетонных^ фундаментах и ровных площадках.

Температура среды почти неизменна и зимой и летом — около +4°. Великолепный термостат! Зачем в таких условиях специальные охладители?

Завод работает автономно. Энергию ему поставляет атомный реактор. Готовые продукты (газообразные, жидкие и твердые) всплывают кверху в баллонах. Либо сами собой, либо, если у них плотность выше, чем у воды, с помощью поплавков. Там их улавливают сетями, как рыбу. Тара поступает на дно тоже «своим ходом».

Лишь изредка следит за порядком в работе оператор, управляющий электронной машиной из батискафа ультразвуковым сигнализатором.

Завод, построенный в 198... году в подводном «космосе», ни на минуту не прекращает свою работу...

Что читать: Я. Голованов,

Штурм бездны. Географгиз, М., 1962.

М. Диомидов, А. Дмитриев, Покорение глубин. Изд-во «Судостроение», JI., 1964.

ЫЙ КРАЙ ИССЛЕДОВАНИЙ

М. ИГЛОВ, В. КРЕЧЕТОВ, С. СКАЧКОВ

Гороскопы не предугадали трагедии. Кто бы мог подумать, что грозную армаду, которой поспешили присвоить наименование «непобедимой», ждет столь злосчастная участь? Шутка сказать: 70 каравелл и 60 галеонов! Гордо покачиваясь на волнах, вышли грозные испанские корабли майским утром 1588 года из Лиссабонской бухты в свой последний путь. Уверенно взяли курс к берегам Англии, чтобы усмирить владычицу морей, но... жестокие штормы, атаки британцев — и вот обломки злополучной эскадры поглотила холодная пучина.

Вскоре по всему миру разнесся слух, будто у острова Малл в заливе Тобермори и на дне лежат несметные сокровища — казна Непобедимой армады, пущенная ко дну вместе с одним из самых больших испанских галеонов. По повелению английского короля Карла I Адмиралтейство организовало экспедицию. Увы, поиски закончились неудачей. Лишь через 90 лет удалось достать со дна несколько золотых монет. А после того, как в 1902 году на поверхность было поднято 50 дукатов, началась настоящая золотая лихорадка. Но клад залива Тобермори оказался мифом. Последняя (пятьдесят первая!) экспедиция охотников за подводным золотом, предпринятая в 1954 году, извлекла чугунное ядро да несколько оловянных предметов...

Правда, если верить архивным материалам и оценкам «специалистов», морские пучины скрывают золото на сумму в сотни миллионов долларов.

Это ошибка. Море хранит гораздо больше сокровищ. Одного лишь золота в Мировом океане столько, что на каждого жителя планеты придется по нескольку килограммов. Но речь идет отнюдь не о мифических пиратских кладах.

Более пятидесяти лет назад шведский химик Сванте Ар-рениус поразил мир сообщением: в каждой тонне морской воды растворено шесть граммов золота. Если бы это было так! В том-то и дело, что подлинная цифра в сотни тысяч раз меньше.

И все же химическое извлечение драгоценных металлов из морской воды — не утопия.

В 1942 году ученый Баур предложил добывать морское золото с помощью опилок. Он подсчитал, что для извлечения из морской воды 9100 кг золота в год стоимостью в 32 млн. франков потребуется 17 300 т древесных опилок. Но если бы речь шла только о количестве опилок! Необходимо было построить желоб площадью в 1 км2 и ежесуточно прокачивать через него 7,2 млн. м3 воды. Затраты на постройку гигантского сооружения из кирпича с цементной облицовкой должны, по расчетам того же ученого, составить не менее 20 млн. франков, не считая расходов на приобретение дополнительного оборудования. Да и адсорбция золота на опилках ничтожна: каких-нибудь 0,5 мг на тонну поглотителя...

Но поиски дешевого способа извлекать золото из морской воды не прекращались. Стало известно, что часть океанического золота находится в форме хлораурата натрия (NaAuCU). Это вещество вместе с иловыми частицами и планктоном оседает на дно в виде так называемого «голубого минерала». Например, подобное явление наблюдается в Красном море. Когда был проведен анализ, то в тонне осадков обнаружили до 5 г золота. Сейчас переработкой «голубого минерала» получают золота на сумму около 5 млн. долларов.

Впрочем, только ли золотом богато море?

Августовским утром 1959 года в Атлантику уходило экспедиционное судно «Михаил Ломоносов».

Незадолго до рейса была смонтирована специальная двухметровая поглотительная колонка из винипласта. Ее набили зернистой анионообменной смолой «Н—О». Прибор прикрепили к борту корабля чуть ниже ватерлинии и при-