Техника - молодёжи 1965-05, страница 17

Техника - молодёжи 1965-05, страница 17
АРТИЛЛЕРИЯ

РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

зываемого активно-реактивного действия. Его выстреливали из миномета, сообщавшего снаряду нужное направление и некоторую начальную скорость. Ракетный же двигатель снаряда развивал свою тягу уже в полете. Такая конструкция позволяла получить большую дальность и устойчивый полет. Но зато нужен был тяжелый миномет и прочный снаряд, способный выдержать большие ускорения при выстреле. Вот почему в 1930 году в ГДЛ решили отказаться от ракет активно-реактивного действия и начать разрабатывать чисто реактивные осколочные и осколочно-фугасные снаряды. Инициатором этих работ был Борис Сергеевич Петропавловский — талантливый конструктор и смелый экспериментатор. Именно Петропавловский первым в СССР рассчитал, изготовил и испытал снаряды чисто реактивного действия на бездымном пироксилино-тротиловом порохе. Тогда же появилась основная проблема для всех вообще реактивных снарядов — обеспечение устойчивости полета, от которой зависит кучность.

На какие только ухищрения не шли тогда для получения хорошей кучности, каких только конструкций не перепробовали и каких только переживаний не испытали!

Чтобы стабилизировать снаряд в полете, ему пытались придавать вращение, как и орудийному снаряду. В одной из первых конструкций часть пороховых газов выпускали через боковые отверстия в корпусе, причем более или менее удовлетворительные результаты у таких турбореактивных снарядов получались при расходе 28—30% веса порохового заряда на вращение.

Гц Э. Лангемак предложил выстреливать ракетный снаряд с заранее сделанными в нем нарезами из обычного орудия. Только на испытаниях выявилась пренеприятнейшая особенность такой конструкции.

Произвели выстрел, снаряд заклинился и потащил пушку, разворачивая ее в сторону присутствующих на стрельбе. Тут уж пришлось всем нам стать бегунами на 100 м в укрытие. Снаряд застрял близко у дульного среза, думали даже, что его придется высверливать. Но он, охладившись, сам выпал из орудия. Нарезка же ствола совершенно не была повреждена.

Летчик Благин предложил реактивную мину без оперения раскручивать с помощью. электромотора, а потом выстреливать. Но увы, хорошей кучности и эти мины не дали.

Много было попыток стабилизировать полет реактивного снаряда с помощью оперения, не выходящего за габарит снаряда. Это требование почему-то считал очень важным Е. С. Петров — хороший конструктор, прекрасно знающий производство. Он и слышать не хотел об орудии для ракет, которое не напоминало бы трубу. На какие только ухищрения не шли, чтобы выполнить это требование!

Испробовали 4, 8, 16 и 24 лопасти из дюралюминия и стали. Стреляли снарядами со стабилизаторами самых замысловатых форм — с кольцевыми, Т-образными, со стабилизаторами, отнесенными далеко за сопло. Были даже испытаны раскрывающиеся стабилизаторы из тонких стальных лопастей. Они свертывались в рулон и расправлялись при вылете снаряда из трубы. Но все напрасно — хорошей кучности ни одно из этих предложений не обеспечило: снаряды порой «рыскали» по всему полигону.

Как это ни удивительно, наилучшее решение проблемы нашел В. А. Артемьев, которого кучность совершенно не заботила. Его группа работала над осветительными, агитационными и сигнальными снарядами, для которых главное — дальность и примерное направление полета.

В начале 1933 года Артемьев с простейшей пусковой установки стреляет осветительными снарядами со стабилизаторами, значительно выходящими за калибр снаряда. И — о чудо! — снаряды летят устойчиво, без «рысканья».

Результаты испытаний 82-мм и 132-мм реактивных снарядов оказались настолько хорошими, что в ГДЛ к моменту организации РНИИ от всех прочих конструкций стабилизаторов решили отказаться и сосредоточить все усилия на 82-мм и 132-мм ракетных снарядах с оперением, выходящим за габарит.

И вот первое важное достижение нового института: были

1931 год. Испытания противотанкового реактивного ружья, которое впоследствии американцы стали именовать по-свое-му — «базука».

сданы на вооружение авиации в 1937 году установки для стрельбы 82-мм осколочными и в 1938 году 132-мм оско-лочно-фугасными снарядами. Боевые самолеты с «эрэсами», как называли реактивные снаряды, хорошо показали себя через несколько лет в боях на Халхин-Голе.

Таким образом, трудами советских ракетчиков — Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца, В. Г. Бессонова, М. П. Горшкова,

Одна из самых первых установок прославленной «катюши».

М. С. Кисенко, М. К. Тихонравова, В. Лужина, Д. А. Шитова и многих других — к 1938 году была, по сути дела, готова первая и основная часть будущей «катюши» — реактивный снаряд. Вторая часть — пусковая установка — тоже имеет свою не менее драматическую историю.

РОЖДЕНИЕ „РЕЛЬСОВОЙ АРТИЛЛЕРИИ"

1/ак я уже говорил, первые советские реактивные снаряды "на бездымном порохе выстреливались из миномета. В 1929 году, с приходом в ГДЛ Петропавловского, начались работы над чисто реактивными снарядами. Одновременно

(Окончание см. на стр. 17.)

13

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Снаряд с готовыми нарезами

Близкие к этой страницы