Техника - молодёжи 1965-12, страница 27

Техника - молодёжи 1965-12, страница 27

рекидываются через них и прикрепляются к стенкам трубок изнутри.

В. Н. Беклемишев выяснил, что это различие привело к диаметрально противоположным путям эволюции у позвоночных и у членистоногих. Оказалось, что позвоночным «выгоднее» быть крупными, а членистоногим — мелкими. Поэтому в различных группах позвоночных каждая «ветвь» начинается со сравнительно мелких предков. Если данная ветвь прогрессирует, то потомки становятся все крупнее и крупнее. Например, предки лошадей — фена-

Йля полуклешни положение меняется, лечо силы тем меньше, чем сильнее согнут палец. Если на пальце надо сохранить прежнее напряжение и силу зажима не уменьшать, то мускул должен сокращаться все сильнее и сильнее. Ясно, что полуклешня не годится для раздробления.

Гигантские ящеры были концевыми звеньями прогрессивных ветвей. Но такие звенья специализировались так узко, что не могли ни приобретать новых качеств, ни тем более терять "специализацию, идти вспять в своем развитии. Не выдерживая резко меняющихся условий внешней среды, они вымирали. В живых оставались не их потомки, а «боковые ветви» более мелких родственников. Они-то и дожили до наших дней, не укрупняясь в своих размерах: так им было легче приспособиться к изменениям. Значит, со временем произошло не «измельчание» потомков, а сохранение мелких разновидностей, еше не потерявших широкой приспособляемости.

Что же касается членистоногих, то в древности именно от гигантских предков возникали все более и более мелкие потомки. И в наши дни среди самых высших отрядов насекомых, обладающих самой сложной специализацией, мы находим именно самых мелких представителей. Например, размеры москитов — около 2 мм, ос-яйцеедов — 1 мм, трихограмм —

0,5 мм. Таким образом, конструкция живого организма определяет направление эволюции его размеров. И вопреки распространенному мнению, согласно которому мир «мельчает», в природе немало ветвей, увеличивающих размеры своих представителей.

2. Клешня как рычажный механизм

Другой важный фактор, определяющий направление изменения тех или иных органов внутри одного вида, — это нагрузка. Замечено, что у грызунов и других млекопитающих сильно нагруженные" конечности становятся короче, например, роющая лапа крота. Это и понятно: коротким веслом легче грести, чем длинным. Изменяются также плечи рычагов и места прикрепления мышц.

То же самое относится и к эволюции отдельных органов членистоногих. К чему только не приспособлены их конечности! Здесь есть и «бе-гательные» ноги (тараканы, жуки), и «прыгательные» (кузнечик, блоха), и копательные (медведка, личинки цикад), и плавательные (жуки-плавун-цы, водяные клопы), и «музыкальные» (трещотки и смычки на клешнях некоторых крабов, бедра задних ног кузнечика), и даже _ «слуховые» (орган слуха на голенях передних ног саранчи). И весь этот богатейший «арсенал ног» возник из обычной «бегательной» конечности. Из нее же развилась и «хватательная» конечность. Последний членик — ког-тевой — стал постепенно подвижным пальцем клешни, а волосок — шип, росший сбоку от предпоследнего членика, — стал усиливаться, удлиняться и превратился в неподвижный палец (он почему-то зовется «индексом»).

Интересно, что в зависимости от назначения и приходящейся на орган нагрузки клешня у разных животных развивалась по-разному. Там, где нужно захватить, раздробить и раскусить добычу, развилась короткопалая мощная клешня со сравнительно небольшим углом поворота, там же, где хватательная конечность нужна животному скорее как якорь, как зацепка для лазания по камням и водорослям, выработалась полуклеш-ня. У нее индекс очень короткий, а подвижный палец описывает большую дугу при замыкании.

Увеличение нагрузки на полуклешню у многих членистоногих привело к ее укорочению. Для этого отодвигаются в сторону один или два членика у основания ноги. Они становятся треугольными в сечении или расплющиваются. Мышцы соседних члеников проходят здесь насквозь, не прикрепляясь к внутренней поверхности деформированных частей.

Таким образом, законы механики, знакомые каждому инженеру, дают возможность понять, какие организмы эволюционно-прогрессивны, а какие нет, какие обладают способностью к «приспособлению», а какие ее не имеют. И такой подход в будущем обязательно принесет немало открытий, интересных не только для биологов, но и для самих инженеров.

Окончание статьи «ОКНО ВО ВСЕЛЕННУЮ РАСШИРЯЕТСЯ...»

годам, то есть 40 ООО млрд. км, ракета со скоростью 10 км/сек пройдет примерно за 100 тысяч лет. Увеличению скорости от 10 км/сек до 100 км/сек соответствует увеличение энергии в 100 раз. Даже для маленьких ракет решить такую задачу очень трудно, а что же сказать о космическом корабле, который должен быть обеспечен запасами для полета людей, продолжающегося 10 тысяч лет? Правда, часто пишут о фотонных и некоторых других, пока что чисто гипотетических ракетах. Однако даже при использовании самого калорийного ядерного горючего возвращение корабля с людьми после звездного путешествия остается уделом фантастов.

Совсем иначе обстоит дело в отношении установления связи с другими цивилизациями — эта проблема исключительно интересна как раз тем, что она в общем вполне реальна. Последнее не означает, что связь обязательно будет установлена, дг еще к тому же в ближайшие годы. Наши космические братья могут оказаться слишком далекими. Если же нам повезло и обитаемой является какая-либо сравнительно близкая планетная система, то имеется другая вероятность. Уровень техники «звездного населения» может оказаться ниже нашего. Достаточно вспомнить, что радио было изобретено немногим больше полустолетия назад, чтобы сделать отсюда простой вывод: установить связь с цивилизацией, которая чуть-чуть моложе нашей, уже невозможно. Вероятность того, что в ближайшие годы или десятилетия не удастся установить никакой связи с другими цивилизациями, конечно, велика. Но поскольку эта вероятность все же отлична от нуля и имеются какие-то шансы на осуществление переговоров с жителями других звездных миров, этот вопрос привлекает и будет привлекать к себе внимание.

Пока рано, конечно, говорить о переговорах с обитателями других миров. Проблема № 1 состоит в выяснении, существуют ли они. Быть может, уже через несколько лет в отдельных странах или по согласованной международ ной программе начнут «прослушивать» один за другим разные участки неба, переходя от звезды к звезде.

Обнаружение сигналов из космоса явилось бы открытием фундаментального и, можно сказать, общечеловеческого значения. Как ни быстро развиваются наука и техника, людей это далеко не всегда удовлетворяет: ведь у нас есть свое беспощадное мерило времени — длительность человеческой жизни. А как хотелось бы нам узнать уже сейчас, каким будет уровень науки и техники в 2100, 3000, а то и 10000 году! Единственная возможность «заглянуть в будущее» как раз и состоит в том, чтобы получить необходимую информацию от более развитого общества.

Автору очень не хотелось бы, чтобы эта статья породила иллюзии. Поэтому еще раз подчеркнем, что по крайней мере в ближайшие десятилетия вероятность приема сигналов, а тем более получение подробной информации, исходящей от обитателей околозвездных миров, по-видимому, мала. Но это мечта, которая может стать былью уже для наших современников

23