Техника - молодёжи 1966-02, страница 39

Техника - молодёжи 1966-02, страница 39

Познакомиться с животным миром любого уголка Земли — дело нехитрое. Достаточно пройтись по любому зоопарку, где в «ассортименте» представители всех климатических поясов земли — от арктического белого медведя до африканского льва, от австралийского кенгуру до амазонского крокодила. Впрочем, зоопарк не только знакомит любителей с фауной далеких стран, но помогает в работе ученым. Это как бы огромная лаборатория, где работают специалисты. но нуда может зайти любой и каждый...

А где познакомиться с растениями, скажем, влажного тропического пояса? Практически это невозможно — разве что отправиться на Амазонку!

Но разве нельзя построить специальную оранжерею — большое закрытое помещение, где бы растения из жарких стран чувствовали себя как дома? Конечно, можно. Более того: несколько экспериментальных проектов такой оранжереи, созданных группой советских архитекторов, уже существуют.

Вот что рассказал нашему корреспонденту о будущей оранжерее главный архитектор Главного ботанического сада АН СССР, кандидат архитектуры Игорь Михайлович ПЕТРОВ.

Ключ и оовреяеннояу клияатроиу

/wfcew/

Что же такое кпиматрон? Для чего он нужен и почему в последнее время в разных странах мира с особенным интересом занимаются подобными сооружениями?

Начнем с одного сопоставления. На земле существует примерно 300 тыс. видов растений. Из них активно используется человеком — в питании, медицине, технике — меньше 1%. Спрашивается, почему тек мело? А вот почему. Подавляющее большинство видов растений, «обитает» • тропиках, которых нет как раз в наиболее развитых промышленных странах. Тут и поможет климатрон. Как? Во-первых, такая оранжерея — отличная пропаганда ботаничеглих знаний для студентов, школьников и вообще самых широких слоев населения. А вто уже неплохая платформа для подготовки кадров, для привлечения в ботаническую науку многих и многих энтузиастов. И в то же время климатрон — гигантская научная лаборатория, где можно и учиться и вести исследования, связанные с акклиматизацией растений, наблюдать за любыми тропическими видами, изучать их полезные сюйства, ставить интереснейшие эксперименты.

Но почему же этим не занимались раньше? Почему климатрон как сооружение стало возможным построить лишь сейчас? Создать условмя, близкие, например, к влажным тропикам, в принципе можно было и двадцать и тридцать лет назад: водно-паровое отопление, обычная система вентиляции, высокая температура и влажность. Пожалуйста, раз-юди .какие угодно тропические рестения! Но ведь атмосферные условия никогда не остаются неизменными — они меняются в определенном ритме и по временам года, и по месяцам, и в течение суток. Старым оранжереям не под силу было справиться с этой задачей...

А современное оборудование позволяет создать и нечто более интересное, чем простое подобие тропического климата. Кондиционные устеновки способны обеспечить автоматическую смену режимов по любой программе, полностью имитируя иолебания температуры и влажности в течение суток или на протяжении года. Получается как бы модель климата. А это значит, что можно будет не только успешно разводить и развивать растения южных широт, но и вести опыты, изменяя постепенно климвтические условия и наблюдая, как реагирует растение.

А теперь посмотрим на климатрон с точки зрения строительной техники и экономики. Раньше было практически невозможно построить оранжерею, где бы рестения развиве-лись в условиях родного ландшафта.

Сегодня это уже не проблема. На смену старым оранже-реям — стеклянным домикам — приходят крупнопролетные сооружения, перекрытые легкими оболочками. Уменьшается поверхность остекления — экономятся средства. Можно

Кругоеветное путешествие—1 им...

Я шел по узкой тропинке, стиснутой зелеными стенами тропического лесе. Густые я ■ заросли едва расступались передо мной. Невиданные цветы полыхали всеми цветами радуги. Лианы извивались по гигантским стволам и ниспадали с ветвей. Вот а просвете чащи блеснула полоена воды, перечеркнутая тонким силуэтом мостика. Пестрое кружево растений легким ковром застилало поверхность водоема...

Джунгли оборвались неожиданно. Жариий, насыщенный влагой воздух тропиков и сумерки зарослей сменились простором знойных степей — саванн. Высокая трава иолышетси под .ветром. Тяжелые оеобаоы широко раскинули ветвистую крону.

Еще немного пути, и саванны остаются за плечами. Воируг сожженный солнцем багряный ландшафт Сахары. Песни, скалы, робкие островки оазисов — с ниточками ручейков и тониими пальмами...

Путешествие воируг света закончено. Позади — дебри амазонского плато, цветущие острова Средиземноморья, «ювелирные» ландшафты Японии... Мой кругосветный вояж уместился в один иилометр! . "

Распахиваются стеклянные двери. Передо мной — Москва. Я прохожу немного вперед, останавливаюсь, оборачиваюсь. Хочется еще раз взглянуть на это удивительное сооружение, где я только что бродил по тропическим странам. Странные, фантастические контуры гигантского здания. Почему-то нажется, что это космическая стаиция: прозрачная стеклопластиковая броня, накрывшая кусочен земной природы и надежно защищающая его от всех превратностей чужой планеты. Но это не станция земляк на Марсе. Это климатрон...

П. КОРОП

применять пространственные оболочки из сплавов легких металлов, плексигласа, армированного стекла и стеклопластика. Можно помещвть в одном габарите близкие по климатическим условиям растения. Увеличиваются павильоны, улучшаются маршруты, шире становится экспозиция. Не нужны защитные приспособления от солнца — кондиционные установки позволяют часто менять поток воздуха. Рождается новый принцип формы оболочек с точки зрения свето--техники. Открываются огромные возможности для использования автоматизации, электронных мешин и т. д. Ну и, пожалуй, самый интересный принцип строительстве новых оранжерей —■ включение окружающего ландшафте е пространство климатроне. Или распространение пространстве климетрона в окружающий ландшафт. Таким образом, ключ к созданию современной оранжереи неразрывно связен с новым этапом в развитии биологии тропичесиих растений и успехами новейшей строительной техники.

Аржитектор меняет ландшафт

Ц о речь идет не только об оранжерее, а об уникельиом ■1 комплексе, создание которого предусмотрено генеральным планом Главного ботанического сада АН СССР. План предусматривает размещение научно-эиспозициойной оранжереи В восточной части территории сада, на берегу будущего Яузско-Лихоборского водохранилища (участок бывшего Леоновского леса). Согласно общему генплану строительства и реконструкции Москвы главный вход в Ботанический сед запроектирован со стороны будущего шоссе (проезд N9 46). А здание оранжереи, ориентированное на два новых входа (со стороны проезда № 46 и со стороны ВДНХ), привлечет внимание посетителей и седа и выставки.

Южная часть Яузско-Лихоборского водохранилища, примыкающая к границам ВДНХ, будет представлять собой продолжение зоны отдыха для посетителей выставки. Кроме пляжей, здесь расположатся оригинальный зеленый емфитеатр со сценой, размещенной на небольшом искусственном островке, здание ресторана со спуском к воде, а на северном берегу — в пределах Ботанииеского седа — лодочная станция. Таким образом, климатрон будет доминировать среди целого комплекса сооружений. Водохранилище как бы «вольется» в интерьер оранжереи.

Посетители сада, приехавшие на автотранспорте, увидят всю панораму водохранилища и часть экспозиций Китея,

35