Техника - молодёжи 1966-06, страница 46науки, либо путем нравственных и философских проблем, либо по линии живых человеческих характеров. Что касается этого последнего, то здесь большинству рассказов из нашей папки сильно вредят авторская' поспешность, перечислительный метод повествования. Многим кажется, будто фантастическое писать очень просто. Нужно лишь сочинить, например, человека, который всосал самого себя внутрь, или изобрести на бумаге полную ревизию вселенной, переведя ее с разбегання на режим сжатия. Изобрести, конечно, можно. Но зачем? Здесь мы подходим к вопросу о нравственном содержании, нравственном идеале фантастики, и рассмотрим для иллюстрации наших мыслей присланный из Магадана конкурсный рассказ В. ПЕТРОВА «Ожиданье». Запоминаются некоторые герон. Девушка Тона, которую по утрам будит ручной тигр, такая чистая, что «каждым мгновеньем рядом с ней человек держнт экзамен». Кибернетик Оскар, у которого, «цинично, с безразличием, опущенные уголки рта». Хороши такие, скажем, описания, как «ломкий папоротниковый листок антенны». Но чем дальше уходишь в это произведение, тем больше возникает недоумений. Речь идет о будущем, отделенном от нас полутысячелетьем, но нам никак не удается понять, хорошо в том будущем или худо. Один характер противоречит другому, чуть лн не каждая последующая деталь обстановки уничтожает впечатление от предшествующей. Только что мы любовались грандиозным наклонным обелиском нз гракита, своей наклонностью смеющимся над силой тяжести, как тут же нам попадается растерянно бредущий мудрый Орх, «подавленный тяжестью колоссального ума». Люди почти всемогущи в этом мире, но зачем же тогда у молодого бнолога Наза «руки трепещут, как последние, бессильные, уже ничего в мире не способные изменить метания ночного мотылька у лампы»? Хочется спросить: что же в целом имел в виду бесспорно одаренный автор? Или он ни о чем особом не думал, а лишь вознамерился поиграть с ручным тигром н построить несколько воздушных замков? Это ке означает, что не надо мечтать. Надо1 Но чтоб мечта не получилась пустым воздыханием, необходимо, чтоб обелиск, тигры и розовые экраны как-то сочетались с той действительностью, которая читателя сегодня окружает. Такое сочетание совсем не предусматривает прямых аналогий с современностью. Оно предполагает определенность мировоззренческого идеала. Читатель ждет от литературы — еслн исключить те драматические случаи, когда с помощью книжки просто убивается время, — не воздушных замков или магических «снгма-лучей», а совета для ума и сердца. Пусть описывается будущее, отделенное от нас хоть столетием, хоть десятью веками. Но в этих описаниях и картинах должен явственно ощущаться взгляд автора на дела и обстоятельства наших дней. Ведь читая, например, такой отличный рассказ Рэя Брэдбери, как «Сафари во времени», мы никак не остаемся без ответа на вопросы. против чего бороться в современной действительности и что в ней отстаивать. Это зависит от определенности нравственной и политической позиции писателя и это же объясняет его популярность во всем мире. Итак, за фантастику, увязанную с земными сегодняшними проблемами, за фантастику не отдельных «чудес» и не пустого мечтания, за ту, что зовет к труду и действию! Что случилось с приборами на 3-й странице обложки? Почему они вдруг забросили свои дела и посвятили время ие совсем обычному для них ванятию? Что вто, может быть, таинственная трансформация?.. Нет, просто умелая рука художника. Попробуйте разгадать в этих странных существах их вполне реальные прототипы. Если попытка ие увенчается успехом, ие огорчайтесь: отиет вы можете найти ниже. КРЫТАЯ ЖИЗНЬ ПРИБОРОВ..." — провозглашает пламенный ФОТОМЕТР на 3-й странице обложки. Пламенный в прямом смысле слова, так как в фотометре для эталона применяется свет газовой горелки. Приборы под рукой художника неузнаваемо меняются, оживают и обретают внешность, которая никак ие вяжется с их основной профессией. Что случилось, например, со скромным ВОДОПРОВОДНЫМ ВЕНТИЛЕМ? Он вдруг загордился, важно выпрямился, и перед нами совсем «другой человек» — Рыцарь печального образа. А СУДОВОМУ ДВИГАТЕЛЮ не по-веяло, он попал в драматическое положение. Сверху ослепляет веленое неземное солнце, вдали вырисовывается контур космической ракеты, а впередв аппетитно клацает зубами какой-то странный абориген. «Кажется, я где-то уже видел его...» — недоумевает двигатель. И не напрасно; страшный зверь всего лишь одна из частей самого двигателя — КОНДЕНСАТООТВОД-ЧИК для спуска воды. А как же солнце? Это, конечно, не солнце,* а обычная ЭЛЕКТРОНОГРАММА. Ракета же — простой АЦИДОМЕТР для определения кислотности почвы. Приборы оживают — поистине вол- превращение. Это противоречит гу рассудку ЭЛЕКТРОННОЙ шебное здравому рассудку ЛАМПЫ, и она непременно хочет что-то возразить. А вот ПОТЕНЦИО-МЕТРУ «все до лампочки», он лишь беззаботно ухмыляется и не устает подмигивать своей шкалой. Много ли прибору надо? 2—3 штриха — Н ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬ уже вышагивает страусом, а серьезная РЕНТГЕНОВСКАЯ КАМЕРА для структурного анализа вдруг «вспомнила детство» и самозабвенно катается на самокате. «Какой ты все-таки неловкий!» ■— укоряет балерина партнера, а тому не до балета. Он никак не может опомниться — ведь еще недавно был ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ДАТЧИКОМ на токарном стайке. Но проходит время, н СТАНОК теряет свою былую мощь — теперь даже культурист бросает ему вызов... Занимательные картинки? Не только. Художник сумел заметить и выделить в ничем не примечательных приборах и конструкциях контуры другой, совершенно необычной жизни. Это умело проявленное квазибытие наших механических собратьев со своими смешными и драматическими ситуациями. Вглядывайтесь в замысловатые формы конструкций, в летящие линии обводов, в движение шестеренок и маховиков. Может быть, и вам удастся ваметнть в этом неодушевленном мире интересное, необычное. И поделиться находкой с другими. СОДЕРЖАНИЕ Н. Белов, акад. — Минералогическое сотворение мира ..... И. Жолудев, докт. фи !.-мат. наук — Загадочные сегнетоэлектрики Время искать и удивляться . . В. Орлов, инж. — Музыка звучит в цехе .......... М. Маркин, канд. техн. наук — Двн гатель управляемого сгорания П. Лернер, инж. — Не в тесноте не в обиде.......... Л. Антонов, ннж. — Простая яхта Штурм Луны продолжается . . Драма в космосе ...... Внук Жюля Верна — советским кос монавтам......... Эстафета графической миниатюры Короткие корреспонденции . . . Р. Подолькый — Их было пятеро В. Борзов, инж. — На двух колесах Шелестят страницы...... Отечественные мотоциклы 1966 года Антология таинственных случаев Планета катаклизмов7 ..... Международная викторина . . . 2 3 7 7 8 12 13 13 14 16 18 18 21 22 25 Вокруг земного шара......26 Н. Горбунов, Е. Федоровсний — операция «Бульдозер на орбите» . 28 Стихотворение номера.....26 Клуб ТМ...........29 A. Азимов — Космические течения 32 B. Богословсннй и Б. Богословский — Генератор мощностью в миллион миллиардов тераватт 35 В. Вадимов — Научный рисунок Рубенса..........36 B. Пекелнс — На путн к кино будущего . .........37 C. Гансовскнй — Фантастика дей ствия........ . . 38 «Скрытая жизнь приборов...» 40 ОБЛОЖКА художников: 1-я стр. — A. Соколова, 2-я стр. — Н. Вечканова, 3-я стр. — Ю. Филатова, 4-я стр. — B. Котова. ВКЛАДКИ художников: 1-я — В. Брю-на, 2-я — В. Добровольского, 3-я — В. Брюна, 4-я — А. Шумилина. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Редколлегия М. Г. АНАНЬЕВ. К. А. БОРИН. В. В. ГОЛУБОВСКИИ, К. А. ГЛАДКОВ (научный редактор), В. В. ГЛУХОВ. П И ЗАХАРЧЕНКО. О. С. ЛУПАНДИН, И. Л. МИТРАКОВ. А. П. МИЦКЕВИЧ. Г. И. НЕКЛЮДОВ. В. И. ОРЛОВ. В. Д. ПЕКЕЛИС (заместитель главного редактора). А. Н. ПОБЕДИНСКИЙ. Г. И. ПОКРОВСКИЙ. Г. С. ТИТОВ, И. Г. ШАРОВ, Н. М. ЭМАНУЭЛЬ. ' Адрес редакции: Москва, А-30, Сущевская, 21. Тел. Д 1-15-00, доб. 4-66; Д 1-86-41; Д 1-08-01. Рукописи не возвращаются. Художественный редактор Н. Вечнаков. Технический редактор Л. Будова Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Т07487. Подп. к печ. 24/V 1966 г. Бумага 61x90V«. Печ. л. 5,5(5,5). Уч.-изд. л. 8.3. Тирам 1 500 000 экз. Заказ 767. Цена 20 коп. С набора типографии «Красное знамя» отпечатано в Первой Образцовой типографии нменн А. А. Жданова Главполиграфпрома Комитета по печати прн Совете Министров СССР. Москва. Ж-54, Валовая. 28. Заказ Л& 323. Облондаа отпечатана в типографии «Красное знамя». Москва, А-30. Сущевская 21. |