Техника - молодёжи 1966-09, страница 46ПЕРОМ И ГРИФЕЛЕМ Мы предлагаем вниманию читателей забавные конструкции чертежных и письменных принадлежностей, сделанных изобретателями прошлого. 1. Американец Ричардсон 70 лет назад предложил незатейливое устройство для унрашення деловых бумаг декоративными бордюрами. Повторяющийся элемент орнамента вырезан по ободу ролика, на который опирается ручка при письме. В эту нанавну входит штифт подвижной планки, поворачивающий перо в соответствии с рисук-ном нанавни. Другой, передний штифт соединяет подвижную планну с ручной и служит осью прн поворотах пера влево н вправо. Чтобы разнообразить бордюры, ролнн и перья делаются сменными. 2. Изобретатель Ф. Шершень решил порадовать чертежкинов инструментом для вычерчивания пуннтнрных линий. Ручка опирается на катящийся по бумаге ролин, соединенный с храповином. Свободно посаженная на оси ножка поддерживает пружину с коромыслом, к одному нонцу которого подвешена наполненная тушью воронка с отверстием. а другой конец упирается в храповое колесо. При вращении ролина зубцы храповика обжимают коромысло. Связанное с ним перо на мгновение отрывается от бумаги, образуя пунктирную линию. 3. Вам надо писать в темноте? Пожалуйста. К вашим услугам надевающийся на карандаш рефлектор с самосветящимся составом: 30% белого фосфора, 45% талька, 20% денстрина и 5% гуммиарабика. 4. Еще проще другое устройство, позволяющее писать в темноте. Светящийся состав нанесен на откидывающуюся цилиндрическую крышечну, надетую на карандаш. 5. А вот комбинированный инструмент, являющийся одновременно карандашом, ручной, циркулем н перочинным ножом. По сути дела, это обычный цнрнуль, в прорези одной из ножек которого закреплено острие. Его продолжение — перочинный нож. Другая ножна циркуля — нарандаш, на который можно надевать наконечник с пером. 6. А этот прнбоп — настоящий ком байн, совмещающий в себе визирную линейку, транспортир, компас, уровень, карандаш, ручку, циркуль, перочинный нож, пенал дл перьев н зажим для реэнини. Основа прибора — 15-сан-тнметровая линейна с визирным желобом снаружи и каналом для карандаша внутри. В пазу на конце линейки — лезвие ножа. Оно становится острием цнриуля, если в кольцевой паз рядом с карандашом вставить рейсфедер. 7. Двусторонняя авторучка — синтез «вечного пера» и автоматического карандаша. Чернила всасываются внутрь при оттягивании назад трубчатого поршня, привязанного шелковым шнуром к перу. На другом конце ручки — трубка для графитового стержня. Он вставлен в ползун, выдвигаемый посредством гайнн. Все эти конструкции сделаны в прошлом. А не предложит ли пытливый читатель новую конструкцию чертежных и письменных принадлежностей, созданную на основе современных достижении в этой области? Мы с удовольствием опубликуем ее в журнале. В. ПЛУЖНИКОВ ШЕЛЕСТЯТ СТРАНИЦЫ ХОЙЛ ПРОТИВ ХОЙЛА «Стационарная в вселенная, пребывающая и состоянии не прерывного творения, умерла. Ее творец, английский астро ном Фред Хойл недпвно сам нанес ей смертельный удар. С отвагой большого ученого он заявил, что, пересматривая свою космогоническую теорию, которую защищал свыше двадцати лет, он убедился в ее ошибочности и решил, что по следние наблюдения астрономов «решительно склоняют весы в пользу вселенной, имевшей в прошлом гораздо большую плотность, чем сейчас». Один из самых крупных споров в астрономии шел между сторонниками «развивающейся!» вселенной и сторонниками «стационарной» вселенной. По мнению последних, каждый миллиард лет на каждый кубометр объема во вселенной возникает два новых атома водорода. Это непрерывное творение материи и компенсирует эффект расширения вселенной, вследствие, чего она имеет постоянную плотность на всем протяжении истории. Метод, к которому обычно прибегали для решения спора между обеими гипотезами, состоял в подсчете звезд на больших расстояниях. Астрономические расстояния — этой время жизни звезд. Поэтому в зависимости от расстояний мы можем наблюдать вселенную нак бы в различные периоды ее истории. Определение плотности звездного населения и эти различные периоды должно показать остается лн эта плотность постоянной или изменяется. Наблюдениям помогли ква зары (звезды с необычно огромным радиоизлучением). Английский астроном вынужден был капитулировать перед эллиптическими галактиками. Галактики бывают, как изпест-но. двух видов: спиральные и эллиптические. Первые враща ются вокруг своего центра н имеют, по видимому, сравнительно малую плотность. Эллиптические же галактики, на оборот, обладают очень плотным ядром. Хойл считает, что в противоположность общепринятым теориям эти галактики не вращаются и образовались не путем конденсации, а напротив вследствие взрыва какого-то сверхплотного объекта. Таким образом, эллиптические галактики являются «остатками фазы высокой плотности вселэнной». Как же после этого Хойл представляет себе вселенную? Новая вселенная Хойла — пульсирующая. Гравитация приводит к ее космическому сжатию. Но на какой-то стадии возникает обратный эффект, и она входит в фазу расширения... (Сьлнс э Авенир. янв. 1966). „ЗА ТО, ЧТО ЗНАЮ..." Как то Генри Форд обратился к известному электротехнику фирмы «Дж?нерал электрик» Щтейимецу с просьбой о помощи: новый мощный генератор, установленный на одном из заводов Форда, плохо работал. Прн ехав на завод. Штейнмец отка зался от веяной помощи, попросил только записную книжку, ка рандаш и легкую походную кро вать. Два дня и две ночи спушвп он работу генератора, делал расчеты. Затем Штейнмец попросил лестницу, рулетку и мел. произвел аккуратные измерения н мелом нанес метки на корпусе re нератора Скептически настроенным зрителям он велел вскрыть генератор и изъять шестнадцать витков иэ индукционной катушки. После этого генератор начал работать безукоризненно. Вскоре Форд получил от «Дженерал элек трик» счет иа 10 тыс долларов, подписанный Штейнмепем. Форд возвратил счет, почтительно прося конкретизировать его. Штейнмец ответил: «За то что нанес метки мелом на корпусе генератора — 1 дол лвр. За то, что знаю, где нанести метки. 00Я9 долларов. Итого — 10 000 долларов» ©I IHOI СОДЕРЖАНИЕ В. Иванов, арх. Московский дом молодежи..... . .1 А. Шнбанов, инж. — Маневры у космических причалов ..... 3 A. Соколов, художп. — Сто рисунков в космосе . 4 B. Слукнн, инж. — Куда деиалась арматура? ... ... 5 А. Мицкевич, канд. физ.-мат. наук -Термодинамика, информация, мышление ... . .. .7 Е. Романов, ннж. — Схватка с Плутоном ..........10 Поэты разных профессий 13 Короткие корреспонденции 14 Антология таинственных случаев: С. Всеволодов, инж. — Преступление, раскрытое через 400 лет 16 М. Евсееико. зам министра — Ман гышлак край тысячи дорог 16 И. Шмелев, инж. Обреченные «по- трясатели неба» .... 22 Летящие сквозь мгновенье (коллективная повесть)..........24 Н. Колпаков, инж. — Электроника на автомобиле .... . .26 Вокруг земного шара . 28 В. Орлов, инж. — Сюририэы гидрав лики ...... 30 Л. Зайдлер, проф. — Спор длиною в два ■тысячелетия . . . 30 Время искать и удивляться 34. 35. 36. 37 В. Кинарееискин, ннж. Вода обо гащает . 3G Л. Стеблевский. инж Подземные водопады 37 КЛУБ «ТМ» 38 В. Плужников Пером и грифелем 40 ОБЛОЖКА художыьчов: 1-я к 4-я стр. — И. Ш а л И т о, 2-я стр. — В. Иванова. 3-я стр.— В. П л у ж-н и к о в а. ВКЛАДКИ художников: 1-я стр. — А. Соколова, 2-я стр. — Ю. М а-н а р е и к о, 3-я стр. — Ю. Макаренко и В. Б р ю н а. 4-я стр. —-Н. Р о ж и о в а. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Редколлегия: М. Г. АНАНЬЕВ. К. А. БОРИН. В В. Г0ЛУБ0ВСКИИ, К. А. ГЛАДКОВ (научный редактор). В. В ГЛУХОВ. П И ЗАХАРЧЕНКО. О. С. ЛУПАНДИИ. И. Л. МИТРАКОВ. А. П. МИЦКЕВИЧ, Г. И. НЕКЛЮДОВ. В И. ОРЛОВ В Д. ПЕКЕЛИС (за меститель главного редактора). А. Н. ПОБЕДИНСКИИ. Г. И. ПОКРОВСКИЙ. Г. С. ТИТОВ, И. Г. ШАРОВ. Н М ЭМАНУЭЛЬ. Адрес редакции: Москва, А-30, Сущевская, 21. Тел. Д 1-15-00, доб. 4-66; Д 1-88-41: Д 1 08-01 Рукописи не аоавращаются Художественный редактор Н. Вечканов Технический редактор Л. Будова Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»- _________ Т09686 Подп к печ 10/VIII 1066 г. Бум 61x90'/». Печ. л 5.5 (5,5). Уч. изд. л. 9.3. Тираж 1 500 000 экз. Заказ 1472. Цена 20 коп С набора типографии «Красное знамя» отпечатано в Первой Образцовой типографии имени А А Жданова Глаиполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР, Москва, НС-54. Валовая. 28. Заказ № 540. Обложка отпечатана в типографии «Красное з-ммя», Москва, А 30. Сущевская 21
|