Техника - молодёжи 1966-10, страница 9

Техника - молодёжи 1966-10, страница 9

ЛЕТАЮЩИЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМБИНАТЫ

ПРОЕКТ БЕРЛИНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ

РЕПОРТАЖ ИЗ 197... ГОДА.

У ровной шестиугольной площадки стоит группа людей * в комбинезонах. Запрокинув голову, они смотрят вверх — туда, где чуть ли не из-под самых облаков опускается на землю какой-то странный летательный аппарат. С виду он массивнее любого самолета или вертолета, а главное — совсем не похож на них по форме. Все громче становится гул моторов, все четче вырисовываются детали воздушного гиганта. Ба, да это целый дом! Трехэтажный. С окнами, дверьми, крышей — все как положено. Разве что шестигранный, напоминающий приземистую крепостную башню, — впрочем, такими бывают и современные строения. «Летающая крепость», покачиваясь, застывает на минуту-другую над площадкой, словно примериваясь, как лучше сесть, затем мягко приземляется. Теперь хорошо видна надпись: «Домостроительный комбинат». Гул моторов стихает, и можно различить над крышей вертолетные винты.

Зачем пожаловал сюда небесный тихоход? Лучше зайдем на шестиугольную «посадочную площадку» через несколько дней.

Придя в условленный час к летающему дому, мы видим: он стоит, опираясь на телескопические домкраты. А под ним уже выросли два этажа жилого дома!

— Вира!—командует инженер. Снова гудят моторы, домкраты медленно раздвигаются, и наша шестигранная «избушка на курьих ножках» делает еще шаг вверх, обнажая только что отделанный третий этаж строящегося дома. Через каждые 12 часов готов один этаж. 10-этажный дом можно воздвигнуть меньше чем за неделю (подготовка и укладка фундамента вместе со строительством первого этажа отнимают 48 рабочих часов).

Лифт поднимает нас внутрь комбината. Мы идем по цехам. Все виды строительных и отделочных работ выполняются поточным методом на четырех площадках-этажах летающего комбината. Пока на верхних ярусах заливают бетон и укладывают перекрытия, на нижней площадке вовсю идет отделка внутренних помещений и наружных стен. Стройма

териалы подаются в соответствующие цехи с помощью специальных подъемников.

— Наш летающий завод, созданный по проекту молодых инженеров У. Эйзеля и В. Зимсена, воздвигает 20 домов в те же сроки, которые требовались для постройки одного дома в шестидесятых годах, — говорит главный инженер.

Многоэтажные шестигранные башни, поставленные рядом друг с другом, образуют красивый архитектурный ансамбль, где солнце будет в каждой квартире. Впрочем, блоки-этажи, из которых складывается дом подобно детской пирамидке, могут быть четырехгранными или иной геометрической формы — все зависит от замысла архитектора.

— Скажите, а разве плохи обычные способы строительства -— с лесами и башенными кранами?

— Кран представляет собой не что иное, как транспортное устройство. При обычном поэтажном строительстве его установка и эксплуатация довольно дороги (необходимость прокладывать рельсовые пути) и не всегда удобны (например, трос качается под ветром, уменьшая точность подачи материалов и замедляя таким образом сборку). В некоторых случаях изготовление стройматериалов и их монтаж удобнее проводить на месте, подвозя лишь сырье, хотя, конечно, сборка домов из готовых блоков, собранных на заводе и доставленных на стройплощадку, тоже имеет свои положительные стороны. Все зависит от конкретных экономических условий. По тем же соображениям можно использовать не вертолетные моторы, а, скажем, дирижабли.

...Когда мы вышли из здания, на соседних площадках уже стояли другие шестигранные призмы с пропеллерами над крышей. А в наброске проекта, который мы уносили с собой, вздымались к небу белоснежные башни домов, залитые солнцем.

Репортаж вели Гейнц КРОЧЕК, главный редактор журнала «Югенд унд техник», и Армии ДЮРР, сотрудник журнала

ИСКАТЬ " и удивляться

5. Комету сделали на Земле

Эго произошло в ноябре 1965 года. Ученые из Института имени Макса Планка осуществили запуск ранеты, которая на высоте около 400 км выпустила облако искусственной плазмы. Удаляясь в носмическое пространство, облако должно было оставаться видимым вплоть до расстояния 200 тыс. км от Земли. Эксперимент ставил Целью получить некое подобие кометного хвоста и проследить, как этот шлейф будет отклоняться солнечным «ветром».

Естественная комета — гостья редкая. Понятно, почему астрофизики прибегают к услугам самодельных комет. Всмотритесь в цветное фото: фиолетовый участок облака, вытянутый вдоль силовых линий геомагнитного поля, — вто ионы бария, а голубой — нейтральные атомы того же бария с примесями других веществ.

6. Такая она —

мосмичесная

карусель!

У многих из нас даже небольшая качка способна вызвать морскую болезнь. А вот космонавты в большинстве своем легко переносили скачок от больших

перегрузок к полной невесомости. Этому способствовали усиленные тренировки на земле и в воздухе. В скоростных самолетах, несущихся по нривой, на непродолжительное время возникает состояние невесомости. Зато в центрифугах, вращающихся с большими скоростями, имитируется увеличение силы тяжести. На снимке изображена «космическая карусель», обеспечивающая вдвое более сильные перегрузки, чем на борту космического корабля, выводимого ракетой на орбиту.

7. Зевс*

громовержец живет в Стране Восходящего Солнца

Д октор Хара (Япония) повелевает молниями. Он их применяет для лечения некоторых недугов, в том числе рака. «Огни святого Эльма», то есть коронный разряд у оконечностей острых предметов (например, пальцев доктора Хара), порождены статическим электрическим полем с напряженностью около миллиона вольт. Доктор Хара полагает, что сильное поле не оставляет безучастным организм: в нем многие биохимические явления, связанные с ионными процессами, протекают иначе.

8. Разгон не нужен

Перед тем как подняться в воздух, самолет обычно разбегается по взлетно-посадочной полосе, пробегая сотни метров горизонтального пути. Из винтомоторных машин только геликоптер может стартовать без разбега. А способен ли на такое реактивный самолет, чтоб сразу подняться вверх, подобно ракете? Оказывается, это возможно, если двигатели сделать подвижными относительно нрыльев. Если дюзы будут смотреть вниз, реактивный самолет оторвется от земли без разгона. Разумеется, у таких аппаратов вертикального взлета конструкция должна быть несколько иной, специально приспособленной для подъема с места. Порой она кажется созерш&нно необычной, даже странной, как, например, у этого американского самолета Х-22А. 4 турбореактивных двигателя обеспечивают самолету крейсерскую скорость свыше 500 км/час. Во время приземления они снова устанавливаются вертикально, и самолет мягко опус-нается на сравнительно небольшую посадочную площадку.

9. Автомобиль или... пешеход?

Ноги вместо колес — эта мысль не дает покоя конструкторам самодвижущихся экипажей, особенно тех, что готовятся к прогулке по лунному бездорожью. Одну из подобных моделей продемонстрировали недавно инженеры компании «Дженерал моторе». Машина, управляемая электронном устройством, исправно маршировала по пересеченной местности и даже преодолевала подъемы с углом наклона до 45°, где буксовали не только колесные, но и гусеничные машины. Конструкторы предполагают, что иноходцем должен управлять человек, сидящий в кабине. Вернее, идущий: он будет нажимать ногами на педали и руками на рычаги, а гидравлические и электрические механизмы станут копировать его движения, усиливая их во много раз. Четвероногий грузовик первое время будет ходить не очень быстро (8 км/час). Да и груз большой для него не по плечу: он сможет взять лишь несколько центнеров. Но ведь это только первые шаги!