Техника - молодёжи 1966-10, страница 6образ будущей машины, но и познакомятся с принципами ее работы. В недалеком будущем можно ожидать прихода техники цветной стереоскопической проекции в театр, где ей предстоит заменить устаревшую и громоздкую систему декораций. Актерам будущего предстоит играть в насыщенном светом и красками пространстве. Неимоверно облегчится техника трюковых сцен, неожиданных превращений, чудесных ме-; таморфоз. Повысится степень достоверности обстановки, и режиссер будет из-. бавлен от печальной необходимости перегружать сцену излишними «бытовы-] ми» деталями реквизита... Колоссальные успехи кинематографа побудили изобретателей взяться за разработку невиданного доселе зрелища т-стереоскопического кино. Сама попытка воспроизвести стереоизображение на экране многим казалась неосуществимой. Чтобы видеть объемное изображение на экране, надо снятые отдельно для правого и левого глаза два кадра спроектировать на экран и рассматривать rfx так, чтобы левый глаз видел только кадр, предназначенный для левого глаза, а правый — только для правого. Именно на этом основана система очкового стереопоказа, в том числе и самый распространенный из них — поляроид-'.ный. « Существует и другой, более сложный метод безочкового показа — растровый, над которым в Советском Союзе работал изобретатель С. Иванов. В чем же суть этого метода? Перед экраном ставится растр в виде последовательных рядов длинных маленьких линзочек. Этими линзочками изображение на экране разбивается на узкие чередующиеся полоски левого и правого изображений. Занимая определенное место в зале, зритель может видеть левым глазом только полоски левого изображения, а правым — только правого. Размер линзочек выбирается таким маленьким, чтобы глаз видел изображение из чередующихся полосок как сплошное. У существующих растровых систем есть недостатки. Например, чтобы увидеть объемное изображение на растровом экране, нужно «поймать» точку и не менять положение головы, иначе изображение раздвоится. Советские изобретатели С. Иванов и Л. Акимакина предложили снимать изображение с помощью большого количества объективов (например, 2d), расположенных так близко, чтобы расстояние между их центрами было соизмеримо с диаметром зрачка человеческого глаза. При проецировании их на растровый экран небольшое смещение головы в стороны дает новый аффект -г эффект оглядывания. Зритель может как бы посмотреть на предмет, переместившись чуть вправо или влево., Это еще больше приближает изображение к естественному, объемному. Объемное телевидение еще не выросло из пределов лабораторных макетов, но интенсивные исследования подтверждают широкие возможности этого эффекта. Стереоскопичность телевизионного изображения будет ощущаться больше, чем в кино, поскольку с близких расстояний она всегда ощущается сильнее. Системы черно-белого стереоизображения могут быть осуществлены тремя способами: 1) с помощью двух телевизионных трубок (одна передает изображение для левого глаза, другая — для правого); 2) с помощью одной трубки, когда эти изображения расположены на двух сторонах экрана; 3) с помощью одной трубки при последовательно чередующейся передаче левого й правого изображения. Как может измениться окружающий мир от широкого применения стереопри-боров? Пусть это будет то утро, когда радио обрадовало вас сообщением о том, что советская космическая лаборатория «Марс-9» успешно совершила мягкую посадку на поверхность планеты Марс и телевизионное стереоскопическое устройство передает на Землю цветное объемное изображение марсианских ландшафтов. Мысленно пробегая распорядок сегодняшнего дня, вы вспоминаете, что во время передачи марсианского репортажа по телевидению вас не будет дома. Ну что ж, стереовидеомагнито-фон запишет это на магнитную пленку, только надо установить на нем время и длительность передачи. Захватив свежие газеты, вы спешите к автомашине. До работы путь недалекий, но за это время в машине можно просмотреть утреннюю почту и газетные сообщения. Вы выезжаете на магистраль, выстраиваетесь в ряд равномерного безостановочного движения со скоростью 80 км в час и включаете автошофер. Это стереоскопическое устройство с тремя оптическими «глазами» при такой скорости надежнее и безопаснее, чем ручное управление. Оно мгновенно среагирует на появление всяких непредвиденных препятствий. В обиходе его назвали «железные нервы», очевидно, в том смысле, что оно освобождает шофера от сильного нервного напряжения. Вы проходите по территории предприятия. Вот токарный цех, где вы раньше работали за станком. После введения стереокопиров там остались одни наладчики. Теперь чертеж делается с 12 стереоскопическими проекциями, а стереограмметрическое устройство автоматически управляет режущими инструментами. Даже проверка размеров детали осуществляется стереоскопическим автоматом-контролером, который замеряет все размеры придирчивее любого человека. Первые утренние часы — на учебные занятия. Но лекция по старому академическому предмету — начертательная геометрия — это увлекательное путешествие в лабиринт пересекающихся линий и плоскостей. За большим стереоэкраном лектор чертит в воздухе цветные линии, и они близко подходят к вам и уходят в стороны. Как будто можно встать на одну из них, как на канат, и пройти, балансируя, до вон той наклонной плоскости. Только не снимайте поляроидные очки, а то исчезнет втот объемный мир цветных линий. В соседней аудитории идет лекция по истории. При входе невольно ловишь себя на том, что когда-то уже видел все вто... И эти бастионы, и мужественные лица их защитников, и солнце, озаряющее вершины гор... Ну конечно, это известная всем панорама Севастопольской обороны. Но что это? Неуловимое движение руки лектора — и панорама оживает, Вокруг нас, в необъятном пространстве, замелькали фигуры солдат и матросов, нестройными рядами откатывается лавина нападающих. Крики сражающихся и гулкая пальба перестрелки, грохот пушек и стоны раненых... Лектор чуть приглушает уровень фона звуковых эффектов, создаваемых стереофоническими установками, и негромким голосом начинает комментировать происходящее... Ваша новая работа тоже интересна. Правда, приходится работать с радиоактивными веществами, но вто абсолютно безопасно. Раньше для таких работ использовался микроманипулятор, или «механические руки», и человек через толстое защитное стекло смотрел и управлял ими. Сейчас все инструменты и приспособления находятся за толстой стеной, а наблюдение осуществляется на стереоэкране, от которого на монтажный слой за стеной тянутся гибкие жгуты волокнистых оптических шлангов. По таким шлангам — фиберскопам — световые изображения предметов на столе передаются на стереоскоп. Оптические приспособления позволяют изменять стереоскопический базис так, что можно как бы приблизить предмет к себе, разглядеть его тонкие детали. После работы надо заехать в ателье. Если вы выбрали фасон костюма, это не отнимет много времени. Вместо обмера вашей фигуры — три стереоскопические фотографии в разном ракурсе и без примерок (вычислительная машина, которая будет вам его кроить, не ошибается). Через некоторое время вы получите готовый костюм и фотографии на память. Надо еще заехать в магазин, купить к отпуску стереокарту. Горы и долины на ней при разглядывании через очки объемны. Вы не забыли, что обещали сыну сводить его в «Волшебный мир»? Это сказочный павильон, где есть место и стереоскопическим эффектам. Герои старинных сказок тут живут с вами в одном мире. Они появляются и исчезаю», растут на ваших глазах до гигантских размеров или уменьшаются до размеров горошины. Конечно, дети не замечают, что вто чудеса стереоэкрана и закулисных перемещений и эффектов. Можно посмотреть на посетителей, находящихся в зале, с точки зрения великанов, в мир которых попал Гулливер. Все они покажутся маленькими. Этот эффект достигается с помощью трубы, в которой расстояния между точками зрения левого и правого глаза искусственно увеличены до 3—4 м. В другое стереоскопическое приспособление вы увидите ту же картину глазами мальчика с пальчик и «невольно почувствуете» себя маленьким по сравнению с увиденными гигантами. Вечером вы посетите выставочный павильон, где демонстрируются стереоскопические картины. А рядом выставка скульптурных копий работ, демонстрирующихся на всемирном конкурсе в Париже. Хотя создание скульптур — еще монополия скульпторов, все же механическое копирование их работ с помощью стереокопировальной машины позволило значительно расширить аудиторию зрителей... Возможно, некоторые упрекнут нас в излишнем пристрастии к фантастике. Однако хочется думать, что среди читателей найдутся такие, которым наш вымысел покажется чересчур приземленным. И наши симпатии будут на их стороне. 4
|