Техника - молодёжи 1966-10, страница 12

Техника - молодёжи 1966-10, страница 12

ного месяца — они вызваны периодическим движением Луны вокруг Земли, — можно нарисовать, например, такую картину сшол'юции орбиты лунника.

До запуска станции «Луна-10» о некоторых характеристиках гравитационного поля Луны можно было судить по наблюдаемой физической либрации при вращении Луны вокруг своей осн и на основании измерения фигуры Луны.

Наблюдения физической либрации позволяло лишь оценить параметры поля для. эквивалентного трехосного эллипсоида. Определение поля по фигуре Луны требует привлечения различных гипотез, справедливость которых пока не п роверена.

Предварительный анализ орбиты станции «Луна-10» на протяжении двух- месяцев ее- активного существования показал, что порядки величин, характеризующих главное отличие гравитационного поля от сферически-симметричного известны сейчас удовлетворительно для приближенного прогнозирования эволюции орбиты станции «Луна-10».

Если задаться полем трехосного эллипсоида, то из расчета можно получить следующие данные.

В ближайшее время полгода после запуска высота перицентра орбиты будет увеличиваться и подниматься на 60— 70 километров, после этого наступает постоянное уменьшение высоты перицентра' и спутник упадет на Луну примерно через 2,5 года. За это время орбита повернется в своей плоскости на 120°, а

плоскость орбиты повернется вокруг оси вращения Луны на 165°.

Неоднородности гравитационного поля могут внести существенные изменения в эти расчеты. Так, например, известно, что если бы орбиты спутников Урана испытывали только возмущения от Солнца, то эти спутники давно бы упали на свою планету. Однако это возмущение полностью скомпенсировано сжатием полюсов фигуры Урана и соответствующим сжатием гравитационного поля. Природа давно внесла свои необходимые коррективы.

ПОЛЕ ТЯГОТЕНИЯ ЛУНЫ

Эволюция орбит зависит от гравитационных полей, в которых движется небесное тело. И Изменения движения «Луны-10» должны дать ценнейшие сведения о поле тяготения Луны, знакомом нам лишь приближенно.

Можно лишь сказать, что математически это поле очень «нехорошее». Действительно, гравитационное поле вблизи Земли определяется с точностью до миллионных долей только двумя параметрами (массой Земли и характеристикой сжатия поля). А в гипотетическом поле, вычисленном по известной нам фигуре Луны, примерно десять параметров.

Точно рассчитать эволюцию можно, лишь задав все параметры. Сложность этой задачи связана с тем, что очень

трудно изучать эволюцию орбиты, если ограничено время измерения.

На «Луне-10» установлена специальная радиотехническая аппаратура, с помощью которой наземные измерительные пункты могут очень точно определять расстояние до спутника и радиальную скорость его относительного движения. Определить таким способом все параметры орбиты, разумеется, невозможно. Ведь величины дальности и скорости практически не изменяются при повороте орбит относительно луча Земля — Луна, а измерения производятся быстро, скажем, во время одного оборота. Это можно сделать, лишь используя угловой поворот плоскости орбиты спутника относительно наземного пункта, который происходит вследствие движения Луны вокруг Земли.

Впервые можно будет выяснить, сколь симметричны полушария Луны. Ведь мы весьма приближенно знаем геометрическую фигуру даже той части Луны, что видна с Земли, и не имеем никаких аналогичных данных о невидимом полушарии.

Запуск одного лунного спутника еще не дает возможности полностью уточнить поле и фигуру Луны. Но начало положено, а это главное.

Итак, вопрос об эволюции орбит небесных тел приобрел "теперь иную, чисто практическую окраску. И мы ждем новых искусственных спутников Луны, спутников Марса, Венеры, Меркурия, которые помогут разгадать загадки гравитационных полей этих планет!

КОДОВЫЕ ЗНАКИ ТЕХНИКИ

п

И. ЛУКШИН, инженер

очему в цехах современных предприятий становится все больше условных знаков и символов? Ответ надо искать в росте скоростей производственных процессов и увеличении удельного веса информационных нагрузок по сравнению с физическим. Значит, нужны четкие и броские символы, которые помогали бы рабочему быстро ориентироваться в любых производственных ситуациях.

Попытки решить эту задачу предпринимают в разных странах специалисты по организации труда. А международная организация по стандартам (ИСО) выдвинула интересные рекомендации. Они касаются в первую очередь тех знаков, которые облегчают работу станочников. Предложено сгруппировать такие символы по крайней мере в три класса.

Первый класс — знаки, представляющие части машин и производственные конструкции. Например, насос для охлаждения (1), смазочный насос (2), электромотор (3). Это наименее условные знаки, они наглядны и сохраняют сходство с предметом, который представляют. Называют такие символы пиктографическими, то есть знаками-картинками. Их историческими предшественниками можно считать так называемые гласные гербы, по которым можно было догадаться о названии города (на гербе города Глазова изображен человеческий глаз, на гербе Козлова, ныне Мичуринска, — козел, Стародубсна — старый дуб и т. д.).

Второй класс — операционные знаки. Они говорят о действиях по управлению станком, о движении его частей и составлены, нан правило, из четких контурных линий. Таковы знаки фрезеровки (4), вертикальной подачи (5), ручного рычага управления (6), кнопки пуска (7) и остановки (8), комбинированной пуско-остановочной кнопки (9).

Третий класс — сигнально-предупреждающие символы, например: «Внимание, высокое напряжение!» (10), «Осторожно!» (11), главный выключатель (12). Использование цвета в сигнально-предупреждающих знаках показано на 4-й странице обложки. Красный цвет нужен для извещения об опасности, для окраски противопожарного инвентаря. Желтый в контрастном сочетании с черным — для указания на хранилища опасных материалов (хлор, бензин), а также для окраски подвижных крюков и перемещающихся частей кранов. В знаках безопасности, символах пунктов первой помощи на производстве используется зеленый цвет. Синий — цвет информации. На синем фоне размещают надписи, содержащие указания, пояснения и технологические инструкции.

При разработке новых знаков, в которых, закодированы элементы производственных ситуаций, требуется строгое чувство меры. Слишком сложный символ так же плохо запоминается, как и слишком простой. Знаки можно сравнить с химическими катализаторами, ускоряющими реакции веществ. Ведь знаки направляют и ускоряют ход человеческих действий, берегут время, экономят силы и творческую энергию людей.

О

ф.

10

I

' .11

П. 12

8

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Трехосная машина 1980

Близкие к этой страницы