Техника - молодёжи 1966-12, страница 38Имя писателя-фантаста и популяризатора науки и техники Анатолия ДНЕПРОВА хорошо изаестно читателям. Он автор научно-фвитастичвских рассказов «Суэма». «Крабы шагают по острову», «Уравнения Максвелла» и др. частиц и ударил прямо в глаза. Это было страшно. ...Брейген подозвал Фроиу и показал ей справочник. Воинова надо было заполучить во что бы то ни стало. Заполучить, найти среди миллионов людей, выудить... Для постороннего наблюдателя они представили бы забавное зрелище — мужчина и женщина, сидящие, закрыв глаза, над раскрытой книгой. Питеру мешала видеть пугающая картина пустой вселенной, от которой ои никак не мог отделаться. Первой сработала Фрона. — Я думаю, ои красивый парень... Определенно красивый. Хорошо одевается... Танцевать не умеет. Питер сердито фыркнул. — Что ты сердишься, милый? Я всего лишь женщина. Сегодня же я смогу с ним познакомиться, да-да! Может быть, не надо с ним знакомиться? Ои опять фыркнул. Личное знакомство было нежелательно. Тем они и отличаются от банальных шпионов, что им ие надо искать знакомства, выспрашивать, подслушивать, вскрывать сейфы. Но было уже ясно — видение требует хоть какого-то контакта, хоть самого эфемерного, а затем уже начинает действовать. — Где ты познакомишься с Воиновым? — В кертииной галерее, рядом с бассейном. Он придет на выставку молодых французов через час-полтора. — Хорошо, — сказал Питер. — Придется знакомиться. ...Фрона вернулась возбужденная, раскрасневшаяся от мороза. — Там| Он внизу! Он очень много зиает о межзвездных полетах, но я ничего не понимаю. Ты спустишься к нему? — Он охотно поехал тебв провожать? — Конечно. Он ищет какую-то фор мулу, Пит. Ломает голову над... ну, не знак», над чем. Над «фотонным пучком». Бессмыслица. За светской болтовней он отдыхает... — Пошли! Фрона переоделась и вышла вместе с Питером в просторный холл. Молодой человек смущенно улыбался, пожимая руку новому знакомому. Вот он — физик, специалист по космическим двигателям. Он подробно расспрашивал девушку и ее спутника о жизни в далекой Претории и вообще об Африке, о которой у него были, как он сам сознался, примитивные представления из школьных учебников географии. Потом Фрона рассказала, что ей, самой красивой девушке Претории, предложили принять участие в телевизионной передаче, где бы она встретилась с московскими девушками. Студия не предлагала никакой программы, просто поговорить «за жизнь», задавать вопросы друг другу и отвечать на них. — Что бы вы хотели от меня услышать? — спросила Фрона. — Прежде всего я хотел бы вас увидеть на экране телевизоре. А услышать? Ну, это ваше дело. Но, конечно, только правду. — Вряд ли будет интересно слушать женскую болтовню. —• Напрасно вы так думаете. Я несколько раз встречался с иностранцами, и у меня всегда складывалось впечатление, что женщины за рубежом, как правило, откровение? и честнее мужчин. — А вы мастер говорить комплименты,— расхохотался Питер. — Я думаю, что нам ие имеет смысла стоять здесь, в холле, пойдемте лучше в ресторан. Усаживаясь за столик, Питер подводил свои первые итоги. Его забавляло то, что он заранее зиал, как Воинов посмотрит на Фрону, как он придвинет к ней стул и как с увлечением будат говорить о выставке, на которой они познакомились с мисс Мэссон. — Что вы ни говорите, а в современной живописи что-то есть. Может быть, эти художники только ищут, но путь, по которому развивается их искусство, мие нравится. Абстракционизм? Воинов задумался, глядя мимо Брейген а. — У нас, ученых, иногда бывает своя абстракция... У нас в университете был чудаковатый профессор математики, который всегда просил студента «нарисовать формулу»... Раньше я думал, что это всего лишь словесная фигура, а позднее я сам начал воспринимать математические формулы как чудесные картины... Например, совсем недавно я познакомился с формулой одного ученого... Формула, объясняющая необходимость этих космических бездн, или, как он их назвал, векторных стоков... И вот что странно... Воинов опять задумался. Фрона смотрела с ужасом на то, как в его мыслях возникает математический рисунок, который она не понимала, но уже знала заранее: как картину, как гениальный набросок мастера. Это был решающий момент. Они начали видеть — оии уже эиали, что подобные рисунки лежат в рабочем столе Воинова. Сейчас каждое движение ученого говорило им так много, что оии не успевали запомнить все. Теперь непосредственный контакт становился вредным — приходилось поддерживать разговор. — Вы говорите, западный ученый? — Да. — Его фамилия Абрахаме? -Да- Только сейчас Воинов понял, что его спрашивают о том, что известно немногим специалистам. Он поднИл на Питера удивленные глаза и спросил: — А вы знаете этого человека? — А как же! Это мой хороший приятель, кстати, тоже из Претории. Сейчас ои во Франции. Говорят, что космолет «Лютеция» был спасен Абра-хамсомм. Да, Воинов знал эту трагическую историю, одну иэ немногих историй, когда для спасения людей пришлось обратиться к абстрактным понятиям, абстрактным рассуждениям, почти философским догадкам. Сколько их еще будет, этих неожиданных космических открытий, которые ие раз заставят ученых изменить свои представления о пространстве и времени! Космическая бездна слишком огромна, чтобы быть вместилищем простых загадок. — О доктор, вы фантазер и романтик! Фрона подарила одну из тех обворожительных улыбок, которые принесли ей славу первой красавицы. — В моей науке нельзя не быть фантазером и романтиком. А мистер Брейген неплохо осведомлен о космических делах. — Пресса, дорогой доктор, я люблю читать газеты и кое-что извлекаю. Вот последний номер «Либерасьон». — Питер вытащил из кармана газету и протянул ее Воинову. Действительно, на второй полосе жирным шрифтом сообщалось о том, что совместный эксперимаит — полот французского и советского космических кораблей — проходит успешно. Экипажи изучают «тонкую структуру» пространства. Воинов просмотрел газету баз особого любопытства, свернул аа и положил на стол. В этот момент Питер увидел с необыкновенной ясностью, что Абрахаме падает, сраженный двумя пулями. Наконец-то! — Что вы думаета об этом полете, док? Ваш корабль дойдет до Венеры? Он мямлил что-то еще, и Фрона перебила его капризным восклицанием: — Стоит ли об этом говорить? Право, я хотела бы послушать что-нибудь о вашем искусстве, музыке... А то все наука, наука! Фрона была хорошей партнершей. Она останется с Воиновым в ресторане, а Питер поднимется в свой номер и сможет видеть баз помех... Брейген бодро раскланялся с русским и взлетел на лифте, как иа крыльях. Он уже видел рисунки и формулы, записанные острым, четким почерком. Скорее к блокноту! Скорее, скорее!.. Вот что значит удача, смекалка, смелость... Питер лихорадочно исписывал страницу за страницей, у него уже сводило пальцы. А в ресторане Воинов улыбался и смотрел на Фроиу. «Пусть смотрит. Работа требует жертв, — подумал Питер Брейген. — Пока что мы избавились от коллеги Абрахамса». За дальнейшие судьбы героев ответственна писательница Нетелия СОКОЛОВА. 34- |