Техника - молодёжи 1967-03, страница 41В № 11 туриста за 196S год была помещена под-борна статей о театре будущего. Авторы — инте-неры, артисты, ученые, филологи высказывали самые разнообразные точки ярения. Эта дискуссия вызвала большой отняин среди наших читателей. Сегодня мы публинуемстатыо иншенврй В. ВИНОГРАДОВА, которая затрагивает одну иа проблем театра будущего — перспективы развитии театрального здания. 6. ВИНОГРАДОВ, главный инженер Министерстве культуры РСФСР БУДУЩЕГО ?Почти всякий реэ, когда встречаешься с прогнозами по устройству театрального здания будущего, бросается в глаза некоторое преувеличение какой-то одной стороны дела при забвении многих других. Архитекторы и инженеры, предлагая свои головокружительные проекты театра будущего, пренебрегают иногда спецификой театрального искусства и его традициями, а театральные режиеееры и художники — вопросами экономики и техники. Многие предложения современных театральных архитекторов, прежде всего западных (как неосуществленные, так и осуществленные), сводятся обычно к тому, чтобы расположить как можно больше зрителей как можно ближе к сцене. Идеальным воплощением этого стал, как известно, цирк. Но ясно: цирковая арена неприемлема для драматического театра. Стремление творческих работников театра выйти из рамок традиционной коробчатой сцены, расширить границы театральной условности понятно и законно. Если это достигается сравнительно недорогими средствами — новшество принимается всем театральным искусством. Но «ультрасовременные» проекты некоторых театральных деятелей, игнорирующие зрителя и театр, неизбежно вступают в конфликт с экономикой. Что нового появилось в конструкции театрального здания за последние три-четыре столетия? Век пара в театр ничего ие принес; век эпектричества с большим опозданием (затянувшимся до иеших дней) дал театру электродвигатели для замены усилий рабочих рук и электрический свет вместо свечей; век атомной энергии и кибернетики подарил театру пока лишь полуавтоматический регулятор света. Все эти новшества касаются только прикладной театральной техники и совсем не затронули основ театрального искусства как жан ра. А жаль, потому что у театра появились сильные конкуренты — кино и телевидение. Если епор с кинематографом не привел к закату театра, то телевидение угрожает ему серьезно. Оно непрестанно прогрессирует — стало цветным, располагает большим экраном, а в будущем грозится стать и объемным. Современный же театр ничуть не изменился и мало чем отличается, например, от театра XVII века. Все реформаторы начинали переделку театре, конечно же, со сцены. Тут можно выделить два гловных направления. Одно — это усовершенствование и введение новых приспособлений и механизмов, чтобы создать условия для быстрой смены декораций и бутафории в ходе спектакля, оснащение сцены новейшей осветительной, проекционной, эвукооформи-тельской, звукоусилительной и другой аппаратурой для расширения режиссерских и постановочных возможностей. Другое — это стремление вырвать актера из плена сценической коробки, избавиться от портальной рамы, подчеркивающей условность действия спектакля и снижающей тем самым еилу восприятия его зрителем.- Речь идет о поиска* путей объединения зрительного зала и сцены в одном объеме. Конечная цель этих поисков — создание более тесного и непосредственного общения актера со зрителем. И в том и в другом направлениях за последнее столетие достигнуты большие успехи. Появились мощные осветительные прожекторы, световые пушки, кинопроекторы, опуекной планшет-пол, подъемно-опускные площадки не сцене, которыми можно быстро менять «рельеф» места действия (создавать «рвы» и «пригорки»), вращающиеся круги и кольца, выездные фуры (платформы) в полу сцены, ив которых можно заранее смонтировать декорации и в готовом виде выкатить их на игровую часть сцены. »ра Юрий МЕДВЕДЕВ РАБОТА Когда я в порту, грузчиком, как робот, врубался в работу, друзья улыбались грустненько, друзья проявляли заботу. Словесную пыль взметая, друзья рассуждали так, что вот, мол, школу с медалью — и вкалывает, дурак. Я вкалывая, да, я вкалывал, почтеннейшие остряки, я все свои силы вкладывал в мешки, в тугие тюки! Сахар, консервы, мыло, цемент, концентраты, чай, — я грузы всего мира таскал иа костлявых плечах! Но после сотен разделанных свиных и бараньих туш Я, догола раздетый, как дот. штурмовал душ. И звонко струя свистела. смывая портовый пот, и шкура моя гудела, как океанский порт. Потом я шагал по городу, качались в глазах круги, как гулко, как гордо звенели мои шаги! А вслед мне, из лунной полуночи, ревели мои корабли, и после первой получки хрустели в кармане рубли. 36 г |