Техника - молодёжи 1967-03, страница 42

Техника - молодёжи 1967-03, страница 42

ГК

Еще одна немаловажная проблеме — зрительный зал.

По нынешним нормам проектирования последние ряды театрального зала не должны быть удалены от сцены дальше 28 м, так как за этим пределом видимость признане неудовлетворительной. Естественно, что в зале театра, даже при его многоярусном устройстве, практически не удается разместить больше полутора тысяч зрителей. А это, в свою очередь, приводит к нерентабельной работе театра. Вот и возникает поистине заколдованный круг: большой зал, дешевые. билеты, зато видимость никудышная; и наоборот: маленький зал, видимость отличная, зато и театр работает в убыток себе и на спектакль почти невозможно попасть. Тому примеров множество. Где же выход?

Выход — в синтезе театра, телевидения к кико. -"Вот как, на наш взгляд, могло бы выглядеть театральнее здание будущего.

Вместимость зала — 10 тыс. человек. Высота 32—34м. Наибольшее удаление зрителей от точки пересечения линии портала с главной продольной осью зала не превышает 110 м (вспомним, что при проектировании стадионов это расстояние допускается значительно большим). Поэтому каждому зрителю обеспечена хорошая видимость общей картины действия спектакля, который развертывается нв трех частях сцены и а просцениум Каждая такая треть по размерам не превышает сцену обычного драмтеатра. Для создания глубокой перспективы задняя стена делается раздвижной.

Но основным новшеством в этом театре будут крупные проекционные телеэкраны. Они устроены так, что в любой момент могут быстро опуститься и закрыть один или обе портальных проема боковых частей сцены.

Современная телевизионная техника позволяет давать четкую проекцию изображения иа экран размерами до 12X16 м. Несомненно, в ближайшее время эти размеры станут еще больше, а черно-белое изображение уступит место цветному.

Действие спектакля, за исключением массовых сцен, развертывается на средней части сцены в традиционном оформлении. Другими словами, все происходит как в обычном театре. Но для того чтобы зрители задних рядов могли хорошо видеть и воспринимать мимику, выражение лиц актеров — в общем все то, что принято называть психологической игрой, — включается телевидение. На один из экранов проецируется увеличенное изображение действия на сцене. И тогда зрители самых дальних рядов смогут разглядеть мизансцены ничуть не хуже, чем иэ первого ряда. Несложно подсчитать, что для зрительного' зала длиной 100 м изображение актеров должно быть увеличено в 10 раз.

Могут возразить, что непосредственное восприятие спектакля подменяется здесь посредником — телевизионным экраном. Что на это ответить? Подменяется, но не полностью. Ведь и сейчас зрители часто вынуждены пользоваться биноклями, чтобы получше рассмотреть актеров.

Более того, зрители дальних рядов смогут более цельно Воспринять массовые и динамичные моменты спектакля, ко

на вкладке внизу показано, какие изменения претерпевал театр в разное время.

1. Несомненное достоинство греческого театра — большая вместимость. Одновременно 30 тыс. человен могли смотреть спвктанли под отнрытым квбом. Но вот сцена в этом театре, впрочем как и во всех других театрах античности, была мала по размерам. Талантливая игра актеров часто шла впустую — их было плохо слышно и видно.

2. Современные театры стали намного комфортабельнее: просторная сцена, снабженная хитроумными приспособлениями, закрытый зал с отличном анустиной, прекрасная видимость сцены. Но все эти успехи были достигнуты за счет уменьшения количеств; мест более чем в 10 раз.

3. Новый театр соединит в сеОв достоинства как античного, так и современного театров. Не уступая по вместимости зала античному, этот тватр благодаря телезк ранам будет обладать таной же, если не лучшей, видимостью сцены, квк и современный.

торые лучше видны издали. Так будет достигнута полная равноценность почти всех мест зрительного зала.

Что же касается хорошей слышимости, то эта проблема уже решена сейчас (например, в Кремлевском Дворце съездов) — за счет стереофонического звучания.

Второй телеэкран можно использоввть для раеширеиия постановочных и режиссерских возможностей. Показывать на нем, к примеру, ведущего. Или изображение параллельного действия, которое разыгрывается по ходу пьесы.

Традиционный характер работы театра, таким образом, ничуть не будет нарушен. Он лишь пополнится современными техническими средствами. Но его старый репертуар будет неузнаваем — ок заиграет новыми, невиданными доселе красками, а режиссерам представится прекрасная возможность для творческих поисков,

У нового театра может и не быть своей постоянной труппы. Его спектакли будут ставиться другими театрами. Точнее, другие театры будут показывать в новом помещении свои лучшие спектакли, конечно перереботев их применительно к условиям новой сцены.

Строительство, оборудование, эксплуатация такого театра обойдется дороже обычного. Но ке в той пропорции, в какой увеличится количество мест в эале. Если, например, стоимость театра увеличится в 3—4 раза, то вместимость эале — в 10 рез. Значит, и цена входных билетов значительно снизится и почти ие будет отличаться от цены билетов в кинотеатр. В ответ на это зал будет регулярно заполняться зрителями, и строительство нового театре окупится по крайней мере за S лет.

В новом театре будут показываться не только спектакли, но и массовые представления, балет. В нем будут выступать сводные хоровые коллективы. Правда, при этом нужно предусмотреть хорошие акустические свойства зала. А зал этот, как показывают расчеты, может быть воистину необъятным— до 60—70 тыс. мест!

Могут быть и другие варианты объемно-планировочного решения театрального здания нового типа- Например, многоярусный зал. В нем последние ряды можно поставить намного ближе к сцене. И это никак не отразится на вместимости.

Новый театр позволяет создать такую конструкцию сцены, когда в спектакле могут участвовать не бутафорные, а настоящие автомобили, танки, трамваи и т. д. И вполне возможно, что со временем именно такой театр поможет освободиться от камерности сценического действо, сделает спектакль многокрасочным, полифоническим, массовым зрелищем.

^оферские

t

же • 1/1

Так за полчаса ты испечешь заплату

О х, и дороги! Чуть свернешь с шоссе — того и гляди напорешься иа гвоздь или острую корягу. Еду я раз на сноем ИЖ-56 по проселку и вижу — у переезда «кукует» какой-то мотоцик

лист. Коллега. Надо выручать. В чем дело?

— Камеры нет? — спрашивает. — Проколол...

— Нет, ие вожу...

— Ну и дурак. Вот засядешь, как я...

— Не засяду. Давай твой прокол.

— Зачем?

— Увидишь.

Открыл я левый багажник. Там у меия с аккумулятором, мотоаптечкой и Шлангом для перекачки бензина хранится одна самоделка: струбцина. На выхлопную трубу, у самого цилиндра положил я заплату из сырой реэииы, а сверху проколотую квмеру. И прижал втот «бутерброд» струбциной к трубе. .Заводи!

Через полчаса «блин испекся». Вулканизация была окончена. Чтобы двигатель не перегрелся, я его глушил, давал остыть. А парню посоветовал: поедешь в дальний рейс — все же бери запасную камеру. Проколешь — поставишь новую. А проколотую — к выхлопной трубе, и парь заплату, ие останавливаясь! Пока едешь, камеру на ходу залатаешь... Будь здоров!

Проснл у меия парень чертеж снять этой самоделки, да зачем это? Ведь здесь важна только мысль... Впрочем, Кто интересуется, могу прислать фотографию, схему...

Липецкая область, Елецк

Н. ДЕНИСОВ

36

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Самодельный бинокль
  2. Чертеж самодельного бинокля

Близкие к этой страницы