Техника - молодёжи 1967-07, страница 34

Техника - молодёжи 1967-07, страница 34

ДОРОГИ НАУЧНОГО ПРОРИЦАНИЯ

РАЗМЫШЛЕНИЯ С ДИАЛОГАМИ, С РОБОТАМИ, С АЦТЕКАМИ, С МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ, С ПУТЕШЕСТВИЕМ В ТУ И ДРУГУЮ СТОРОНУ ОТ НАСТОЯЩЕГО.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

А — Аркадий Стругацкий, писатель-фантаст.

В — Борис Стругацкий, писатель-фантаст.

Я — автор репортажа.

БОЛЬШОЙ ПУТЬ ПРОШЛА СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА ЗА 50 ЛЕТ. ПОСКОЛЬКУ НАШ ЖУРНАЛ ВСЕГДА БЫЛ ДРУГОМ ФАНТАСТИКИ» МЫ РЕШИЛИ ПОБЕСЕДОВАТЬ С ИЗВЕСТНЫ. МИ ПИСАТЕЛЯМИ ЭТОГО ЛЮБИМОГО МОЛОДЕЖЬЮ ЖАНРА. СЕГОДНЯ МЫ НАЧИНАЕМ СЕРИЮ ЭТИХ БЕСЕД.

Сознаюсь: я далеко не сразу полюбил их творчество. Первые повести этого, е ту пору еще непонятного для меня содружества астронома и японоведа казались мне слишком «приземлёнными», «реальными». В ту пору я упивался звездными мостами «Туманности Андромеды», открывал для себя медлительную, мерцающую прозу Рэя Брэдбери, зачитывался Станиславом Лемом.

И едруг — «Далекая радуга». Я «проглотил» ее сразу, в одик присест, га одну ночь. С тех пор меня Не Покидает видение планеты, сотрясаемой страшной неведомой Волной, и л сл ине нуль-перелетчики уходят под зеуии С и Джо в см чающиеся ворота огнн, и а одиноком небе , висит корабль со спасенными для будущего детьми.

С тех пор братья Стругецкив написали несколько новых иикг. Они переведе» ны ео многих тренах мира. Герои этих иннг, перенесённые волею таланта нх создателей из будущего е настоящее, разбрелись по есен Земле...

Вот о чем я думал, когда солнечным московским утро к вышагивал по Бережковской набережной к дому, где обитают Стругацкие. Поднялся по лестница. Позвонил. Был препровожден а кабинет. Огляделся. Наверное, бессмысленно говорить, что все кабинеты писательские одинаковые вдоль стен икижиые полки, заставляющие сердце библиофила глухо вздрагивать; на Толе — завал писем И рукописей.

Вошли Аркадий и Борис. Они точно такие, иак иа прилагаемой фотографии, Поскольиу мы к раньше были знакомы, й> не давая братьям опомниться, ринулся в полны «фантастического» Интервью,

Я. Выходит все больше и больше фантастических книг. Фантастика властвует над сердцами и умами миллионов читателей. Теперь существуют два мира: реальный и фантастический — с машинами времени, с роботами, со сверхсветовыми скоростями. На ваш взгляд: что есть фантастика? Какой вам видится история развития этого жанра?

А*(доставая откуда-то вапиенрю книжку и перелистывая ее). Когда занимаешься любимым Делом, невозможно уйти от искушении определить суть его (дела) железной формулировкой. Фантастика «■» литературное отображение мира, сильно сдобренного человеческим воображением. Как заметил Абв Кобо...

В. (подключаясь). Да, как заметил наш японский друг Аба Кобо, фантастика — пра'лнтература, иерв чтя литература. Мифы, сказки, поверья, легенды — фантастика младенческого возраста человечества. Конечно же, мифология — вта милая гипотеза о существовании сверхъестественных сил — пыталась осмыслить лишь природу, а ие социальные коллизии. Но полз ледник, сметая все иа сво

ем пути, но огонь и наводнения пожирали первые творения рук человеческих, но орды варваров сеяли смерть и уничтожение — и человек ' начинал понимать: жизнь — вто не подчинение воле богов, а скорее борьба с ними. Так возникла потребность в утопии (дословный пере» вод этого греческого слова — «место, ие существующее нигде»). Утопия — одна из форм критики настоящего ао имя будущего.

«•Значит, и утопический проект Фи-леаеа Халке донского, и «Республика» Платона, и «Утопия» Томаса Мора, и «Город Солнца» Кампанеллы — все эти про введен ?, будучи свободной игрой фантазии, выражали неудовлетворенность людей существующими отношениями?

6«Да, вто, так сказать, попытки социального осмысления мира. Реализм — их естествен ое завершение. Человек, будучи от природы исследователем, не мог не ощутить потребности в реализме.

ЯА Свнфт? Его смело можно называть реалистом, но вместе с тем..

Лы Правильно. Элементы того, что мы теперь называем фантастикой, — спутники реалюма со дня его рождения. Более того, есть блистательные писателн, в чьем творчестве реализм и фантастика Неразделимы.

А»БмЯ (вместе). Гоголь, Бальзак, Достоевский, Гофман.., Михаил Булгаков,,. Брэдбери.

В» Да, Брэдбери — один иа велико» лепных представителей фантасмагории.

Я .Забыли Жюля Верна и Герберта Увллса.

A. Жюль Верн — другое. Он первый понял, что в мнре дает О себе знать влияние технологии. Ои осознал: Земля медленно, но неотвратимо населяется машинами.

B. И сам помог втому «размножению» машин, хотя до конца своих дией опасался, что его железные питомцы со временем могут стать даже прнчивой регресса общества. Жюль Берн — певец технологии, Люди и нх отношения между собой интересовали его лишь как иллюстрация к техническим идеям. Та" лантли Ые описания последующих технически* открытий — вот суть любого HS егороманов.

И» Мысль интересная, но... Я встал, ваял с полки томик Жюля Верна и открыл наугад.

...«Вернувшись на «Наутилус» после двух часов работы, чтобы поесть и немного отдохнуть, я ера» sy почувствовал резкую разницу

между чистым воздухом аппарата Рукверойля и сгущенной, псрсна сыщенной углекислотой атмосферой «Наутилуса*». Воздух не обновлялся внутри корабля почти сорок восемь часов и был уже мало пригоден для дыхания.

За двенадцать часов непрерывной работы нам удалось вырубить из очерченного на льду овала слой толщиной только в один метр»,"

Я....Но ведь И Герберт Уэллс...

А. О, Увлле совеем другое.

Юрий Олеша называл его романы «мифами нового времени — мифами о машине в человеке». Он первый понял, что введение фантастического приема необычайно выввит основные тенденций развития общества. Это он понял интуитивно. Занимаясь сугубо реалистическими проблемами, он решал их с помощью приемов фантастики. «ЧеловёК-НеЬиднмиа» более резко отразил сущность английского меща» нима, Чем все уэллсовские нефантастнче-ские романы, вместе вввтые. После него Мало кто сомневался, что в общем спектре литературы фантастике по силам яркое освещение социальных тенденцнй. В этом суть дела. Не случайно за рубежом никто не считает Герберта Уэллса фантастом. А вот Жюля Верна счита» ют, хотя ои дал романтические образы.

Я. Значит, разделившись — условно I— на «увллсовскую» и «жюльверновскую» лнник, фантастический жанр в таком виде н дожил до наших дней?

Б. В принципе да. Вот послушайте: наугад прочту абзац кз Уэллса (он раскрыл лежащую под рукой книгу):

«...Рука, обмотанная цепью, прошла сквозь селенита, размозжила его, раздавила, как... конфету с жидкой начинкой. Он обмяк и расплескался. Можно было подумать, что Я ударил по гнилому грибу. Его хилое тело отлетело ярдов на двенадцать и мягко шлепнулось. Я был очень уднвлен. Никогда бы н не поверил, что живое существо может быть таким рыхлым| На Мнг мне было трудно поверить, что ето не сон.

Потом опять все стало совершен» НО реальным и гровным»...

Равве не похоже иа прозу Брэдбери? Помните, у того есть рассказ, где в лунную ночь в горах встречаются два человека, хотят поздороваться, но их руки проходят одна сквоаь другую. Эти люди из разных миров, из систем с раз-

30