Техника - молодёжи 1967-07, страница 35ной точкой отсчета примени. Но дело Даже не в том, что Брэдбери логически «додумал» идею Уэллса. И стилистически он — нисатель-«у&ллеовец...» А. В последние годы втн две линни фантастического жанра начинают, по-моему, сближаться. Медленно н осторожно сближаются. Тут не стоит она» саться ни аннигиляции, нн кровосмешения. Я* Кто-то из зарубежны» литературоведов назвал фантастов «сумеречными пророками человечества». Отбрасывая эпитет «сумеречный», нельзя ли сказать: фантастика непрерывно бомбардирует Землю логическими моделями возможного будущего? А, I (вместе). Нет, нет, ист, иет... А. Нет. Чем выше урозень цивилизации, тем меньше остаетсн у фантаста праь иа пророчества. Жюль Берн мог еще закидывать удочки й будущее. В недалекое будущее. Но когда речь идет не о технологии, а о социальных перспективах; всякие художественные прогнозы— дилетантство. Ими должны вани-маться только крупные ученые — историки, социологи, футурологи и т. д. Б. Парадоксально, Но фантастика не имеет почти никакого отношения к будущему, хотя н подготавливает человека ко времени железных чудес, Главная ее задача —- в художественной форме переводить идеи науки на язык Простого смертного. Я. А иак же «Туманность Андромеды», например? ' в» «Туманность Андромеды» — это отображение в художественных образах современных идей научного коммунизма. «Магелланово облако» Станислава Лема — тоже о настоящем, И наша повесть «Возвращение» с подзаголовком «Полдень, 22-й век» — вовсе не попытка напророчестповать, «Возвращение» — идеальное состояние человечества в наших недавних представлениях. А. Когда-то я ужаснулся будущему, прочтя «451° по Фаренгейту». А потом неожиданно понял; да ведь Брэдбери пишет о настоящем! Об ужасе и бевващит-иости современного гуманитария перед движением науки и технелоти, находящихся в руках мерзавцев, 'б. Или блестящая книга Айзека Азимова «Я, робот». Что это такое? Предвидение раввития кибернетики? Модели людей с абсолютной совестью, не отягощенной первобытными инстинктами. Три аэнмовскнх закона роботехиики каждый фантаст должен повесить у себя над письменным столом. Я unctuuktiieua посмотрел туда, где над столом писательским висели oruepte* нутые красным карандашом ТРИ ЗАКОНА РстотЁХНИКИ 1. Робот не может причинить вред человеку или своим действием , -пустить, чтоб I человеку был причинен вред. 2. Робот должен повмиввйтьей веем приказам, которые отдает человек, кроме Тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой его не противоречит Первому к Второму эа онем». На «Справочника по роботвхииие» 56-е над., 205В год. С'в'ижотворйиив потер юрий петрунин ■4 s-fSib WV..4-.« Я« Речь зашла о роботах. Не может случиться так, что со временем равборка мыслящего робота из Опроса технологического превратится в вопрос этический? А» По нынешней морали, да. Но нельяя забывать, что мы вольно или невольно считаем роботов неизмеримо ниже себя. Установление «совместных контактов» с роботами—дело будущего. Я. Фантасты разработали тысячи моделей машин времени. Представьте, что в вашем распоряжении —- самая мощная Машниа. Куда бы вам хотелось слетать? А,Б. (не раздумывая). В прошлое! Я. ?! а. Иа дссять-двенадцать тысяч лет иааад! « роасрнть» цивилизацию, заглянуть к майя, пкам, ацтекам.., к. В древний Египет, В Финикию. Выяснить, прилетали ли на Землю существа из других миров, Я > Хорошо, если бы машина была трехместной ■—■ попросился бы к вам в экипаж. Итак: в прошлое. Значит, ваши любимые писатели — историки? а[б. Любимые — Гоголь, Салтыков-Щедрин, Увллс, Алексей Толстой, Еф»' ремой, Брэдбери, Лем. Я. Что вам больше всего нравится В фантастике? а. Социальная глубина, реалистичность образов героев и ьыдумка. Я» Над чем вы теперь работаете? А« Сразу «ад двумя повестями. Пока можем сказать только их названия — «Гадкие лебедй» И «Новые приключения Александра Привалова», Б» Зимой в журнале «Байкал» вышла повесть «Второе нашествие марсиан». Я» Последний вопрос! наши планы на будущее? А*Б. Писать, писать, писать... а. И еще —бороться с непониманием фантастики. Бытописатели без космического воображения делают вид, будто фантастика попросту не существует. Но те, Кто чувствует ее огромные жанровые вовможности, — Тендряков, Гранин, Обухова! Соколова — все чаще обращаются к ней. Фантастика — пока еще гадкий утенок. У нее даже нет своего журнала. Но уже недалеко то время, когда на кино- и телеэкранах будут демонстрироваться ее фильмы, когда по радио будут звучать ее передачи. Когда у нее появятся свои историки и исследователи.., В неказистом облике «гадкого утенка» уже явственно проступают черты будущего прекрасного лебедя. Дальнейшие трансформация неизбежна! Юрий МЕДВЕДЕВ ни IlliU'/riilllM' ЮДОИДОЛЫШХ Mtiuuiiti Приземленным лилипутом, Гномом вдоль по гаражу, Bse масштабы перепутав, Я ПО выслано хожу. Вот лестыя клюваетый аист -Дав окешкй ив епине» Ом ву^ьдезерам на вввием. Ловит aetep в вышине, Великаны, аеимианы, Для солидности такой Е ы, неверно, ели камни, Запивали их Но зачем чудак железный Даржит бирочку tBOKJ — Крутит ветер 'Нвдиебёемый Е знаках фирменных бадью. Великаны, великаны, Разве марки — имена? в том, цт j зы не уникальны, Веша мощь заключено. На конвейёрмую «йю, На решетчатый размах Я смотрю и вырастаю Деже в собственных глазах. Великанам угтдобаеь, Не иду домой, а мчусь И боюсь вхедигь а автобус; Йдрур уже мй ньмещуеь? JPoimtt an. мечтой - древний винт Надежно 'Поднимал S3 небесный лабиринт, В заоблачный провал. Но, видно, неспроста У летчиков жила Команде! «6т винта)», Команда; «Of крыла!» Мы от винта ушли И от крыла уйдем. Покатый йоб Земли®— Огромный космодром. Сам воздух аарутл В небесный фюзеляж. Of игловидных ten отпрянула Земли. Зйкрученндеть винта Перед соплом сдает. Где высота не та, Гам и ftoflef m тет. УХОДИ? СЛОЖНОСТЬ внутрь, Прикрылась простотой, И не передохнуть От гоики й&КОВОЙ. во |