Техника - молодёжи 1968-02, страница 40ШАГИ РАКЕТОСТРОЕНИЯ 1607—1621 гг. — В «Уставе ратных, пушечных и Других дел, касающихся до военной науки» пушечным мастером Онисимом Михайловым дано подробное описание русских ракет. 1680 г. — В Москве учреждено первое «ракетное заведение». Состояло оно иа нескольких лабораторий, где приготовлялись ракетные пороха и изготовлялись отдельные части ракет. 1717 г. — Разработана и принята на вооружение русской армии однофун* товая сигнальная ракета, поднимавшаяся на высоту до 1 км. На вооружении оставалась до конца XIX века. 1817 г. — Генерал А. Д. Засядко изготовил боевые ракеты: зажигательные и гранатные с дальностью стрельбы до 2,7 км. Эти ракеты успешно прошли испытания и были приняты на вооружение русской армии. 1826 г. — В Петербурге на Волновом поле построено ракетное заведение для массового производства боевых ракет, которые успешно применялись русскими войсками в русско-турецкой войне 1828—1829 годов. 1834 г. — Русский военный инженер Карл Андреевич Шильдер разработал первую подводную лодку, вооруженную установками для запуска боевых ракет из-под воды. 1850 г. — К. И. Константинов создал 2-дюймовую (50-мм) боевую ракету с дальностью стрельбы около 4 км и 3-дюймовую (76-мм) спасательную ракету. 1853—1856 гг. — Русское ракетное оружие нашло широкое применение в Крымской войне. 1869 г. — К. И. Константинов создал новый усовершенствованный ракетный станок с квадрантом и игольчатый ракетный пальник. 1876 г. — На вооружение русской армии принята 3-дюймовая (76-мм) светящаяся ракета, разработанная на Николаевском ракетном заводе. 1881 г. — Русский революционер Н. И. Кибальчич разработал проект воздухоплавательной машины с реактивным двигателем. 1896 г. — Е. С. Федоров, преподаватель Петербургского инженерного училища, разработал проект реактивного летательного аппарата. -1905 г. — М. М. Поморцев предложил проект ракеты, несущей мелинитовый снаряд и работающей на сжатом воздухе. 1909 г. — Военный инженер Н. В. Герасимов закончил проект первой гироскопической ракеты для борьбы с воздушными целями противника. 1912 г. - Виц е-директор Путилов-ского завода И. В. Валовский предложил для борьбы с воздушными и наземными целями использовать вращающиеся ракеты. 1929 г. — К. Э. Циолковский разработал строгую теорию полета многоступенчатых ракет или «ракетных поездов». Эта теория стала той научно-технической основой, которая была использована при создании межконтинентальных многоступенчатых баллистических ракет. В НЕБЕ\ ТОЛЬКОДЕВУШКИ В. ЗАХАРЧУК, оператор киностудии «Мосфильм» В просторе голубого неба от самолета отделяется девушка в оранжевом костюме С заоблачной высоты она, не раскрывая парашюта, стремительно падает вниз. Каскад сложнейших спортивных фигур, выполненных грациозно и в быстром темпе, заставляет нас поверить в невероятное: человек может летать как птица. Такое впечатление оставляет новый цветной фильм «В небе только девушки», выпущенный киностудией «Мое фильм». Впервые подобную картину сняли для широкоформатного экрана. Вот три спортсменки — Римма Рокосуева, Альбина Киселева. Тоня Баранова,— то разгоняясь, то притормаживая, приближаются друг к другу и передают из рук в руки эстафету — горящую дымовую шашку. Кажется, что они не падают, а плавают в воздухе. И это при скорости 180 км/час! Эстафету сменяет «парящая чайка». В свободном падении Антонина Кенсицкая, Альбина Киселева, Айна Логина, они летят голова к голове — взялись за руки и «рисуют» фигуру чайки. Двое в белых ностю-мах расправили «крылья», третья в темном обозначила «хвост» Непрерывность съемки придает этому номеру истинно поэтическую окраску. При его разработке мы решили действовать так: оператор в свободном падении начинает снимать «чайку» на фоне земли, а затем, ие выпуская ее из кадра, плавно ускоряет свое падение и создает ощущение взлета и парения «чайки» в небе. Но разве так просто удержаться рядом на протяжении всего полета, не выпустить спортсменок из кадра в течение 50 сек., пока не отснята вся пленка в кассете! В воздухе много восходя щих и нисходящих потоков, поэтому скорость падающих невдалеке друг от друга парашютистов может быть разной. Оператору все время надо синхронизировать свое падение с полетом «чайки». Для съемок фильма впервые был исполнен воздушный прыжок спортсменок сквозь кольцо. Основным рекви зитом этого захватывающего эпизода стало спортивное алюминиевое кольцо, утяжеленное дробью, чтобы оно не всплывало вверх при свободном падении. Попытка сделать кольцо «горящим» с помощью кусочков оранжевого капрона не удалась: увеличилось сопротивление воздушному потоку, кольцо гнулось, вырывалось из рук. Пришлось отказаться от прыжков сквозь трепещущее «пламя» и оставить кольцо в обычном виде. Номер оказался исключительно сложным для исполнительниц и удался не сразу. Кольцо в руках Наташи Грищенковой все время меняло свое место, приходилось не только падать, но и перемещаться по горизонтали. Спортсменкам надо было точно сориентироваться, разогнаться до необходимой скорости и проскочить в кольцо головой вперед, не задев его выступающими ранцами парашютов. Одно неточное движение — и можно столкнуться с кольцом, держащей его спортсменкой или оператором, который падает тут же рядом и ведет съемку. Все обошлось нормально. В заключительном кадре этого эпизода мы видим кольцо почти во весь экран, и сквозь него стремительно одна за другой пролетают Таня Шут-кина, Валя Михайлова, Лариса Рубан Одиночные фигуры выполнять в свободном падении сложно, но групповые куда сложней. Полет «змейки» — номер самых отважных и умелых. Несколько лет назад этот номер предложил и выполнил вместе со своими товарищами оператор нашего фильма Роберт Силин, почетный мастер спорта СССР, неоднократный рекордсмен страны и мира По прыжкам с парашютом. На этот раз ему пришлось падать рядом со «змейкой» и снимать ее. Кабина самолета. Грузовая дверь снята. Выход стал шире. Пять девушек в оранжевых костюмах приготовились к одновременному прыжку. Каждая крепко ухватилась руками за петли, прикрепленные к ногам подруги. Лица сосредоточенны, напряженное внимание. Звук ревуна... Пошли!II 36 |