Техника - молодёжи 1968-02, страница 41На обреза двери АН-2 — скоморохи из сказии «Похищение Василисы Прекрасной». Во время съемки этого кадра оператор стоит на крыле самолета! Одним рывком все пять выпрыгивают из кабины. Впереди девушек — оператор со съемочной камерой. Вот «змейка» расправилась, вытянулась, начала изгибаться в своих звеньях. Полет всей фигуры стремителен, неудержим. Все больше и больше нарастает скорость, мышцы напряжены до предела. Чувствуется, будто могучие силы стремятся разорвать сцепившихся друг с другом спортсменок, разметать их по небу. Снимать приходится с большой осторожностью, оператору надо быть готовым в доли секунды посторониться, избежать столкновения. Ведь минимальное расстояние от оператора до «змейки» всего 2 м. Избежать столкновения можно, лишь меняя режим падения, увеличивая или уменьшая сопротивление встречному воздушному потоку. Что же сложней? Вести съемку в свободном падении или стоя на крыле самолета ЛН-2 при полете на высоте 2000 м? На этот вопрос может ответить только сам Роберт Силин. Сто три прыжка с кинокамерой — вот творческий счет оператора фильма «В небе только девушки» Роберта Силина, почетного мастера спорта СССР, неоднократного рекордсмена страны и мира. Для съемки девушек, сидящих на обрезе двери самолета в нарядах скоморохов. ему пришлось выйти на крыло. Это делалось впервые. Кадр, в котором оператор стоит на крыле, прижавшись к расчалкам, короткий, и, возможно, не все заметят его фигуру — она неподвижна. Перед вылетом вдоль борта самолета привязали веревку, на ней сделали узлы, чтобы не скользили руки, отрепетировали сцену со скоморохами и выход на крыло. Самолет поднялся в воздух, высота более 2000 м, температура воздуха близка к нулю. Роберт Силин, держась одной рукой за борт двери, перехватывается по веревке. Прижимаясь к фюзеляжу самолета, ногой нащупывает опору на крыле. Воздушная струя от винта мотора очень сильна, дышать трудно, веревка растягивается, не создает твердой опоры для рук. Съемочная камера и запасной парашют мешают прижаться к борту, создают дополнительное сопротивление. Руки, хотя и в перчатках, сразу же мерзнут — сказываются высота и ветер. Еще усилие — и вторая нога на плоскости крыла. Рукам легче, но самое трудное впереди: надо прыжком дотянуться до расчалок и, держась за за них, влезть на середину крыла. Перехват от веревки к расчалке неимоверно труден — приходится весь корпус с грузом подтягивать на одной руке. А в это время поток воздуха рвет, пытается сбросить с плоскости крыла. Надо быть осторожным, следить, чтобы вытяжное кольцо запасного парашюта не зацепилось за что-нибудь и парашют не раскрылся. Преодолевая колоссальное сопротивление, Силин достиг съемочной точки. Закрепился между расчалками, взял съемочную камеру в руки, отдышался, приготовился к съемке. Девушки-скоморохи уже сидят на пороге двери и, свесив ноги в бездну, весело играют на дудках и гармошке. Кадры, снятые с крыла, занимают в ленте всего 6 м и проходят за 10 сек,, а достались они, ох, как не просто! Этот эпизод стал началом воздушного театрализованного представления — постановки русской народной сказки «Похищение Васи- г ^Ul лисы Прекрасной» Василиса в длинной тяжелой юбке и с большим кокошником на голове. Ваба-Яга в маске и с метлой в руках. Иванушка в лаптях и с балалайкой, черти, обросшие длинной шерстью, и медведь в лохматой шкуре. Прыгать в таком одеянии непривычно даже для самых опытных парашютистов. Изменение аэродинамической формы костюма, балалайка или гармошка в руках во много раз усложняют выполнение комплекса сложных фигур. Мы видим на экране жестокий воздушный бой Иванушки с Вабой-Ягой из-за Василисы в свободном падении. Иванушка во время съемок должен был не только подлететь к Бабе-Яге, но вырвать у нее метлу, а затем отнять и Василису. Много раз пришлось спортсменкам совершать этог сложный подход, несколько раз от ударов разлеталась в воздухе на мелкие куски балалайка и осколки падали на поле. С чертями тоже пришлось повозиться, за их свободными «чертовскими» выходками очень трудно следить глазком кинокамеры. А мастер спорта Людмила Пухова сумела почти вплотную подойти в воздухе к аппарату и, падая вместе в течение 50 сек., проделать все, что положено черту в его бесшабашной роли. Сложнее всех в нашей работе было, конечно, оператору. Во время съемок обе руки заняты камерой. Для раскрытия парашюта Силин захватывал большим пальцем левой руки вытяжное кольцо, с силой выбрасывал руки вперед на полную длину, выдергивал кольцо. Камера оставалась в вытянутых руках до тех пор, пока он не чувствовал сильный рывок раскрывшегося купола. Перегрузка в этот момент увеличивалась в 8—10 раз, и аппарат весом 8 кг становился 80-килограммовой гирей. Для страховки камеру прикрепляли стропой, но она так ни разу и не понадобилась. Вместе с аккумуляторным поясом дополнительный вес оператора составлял 16 кг, скорость спуска от этого значительно увеличивалась, и в момент приземления перегрузка достигала 64 кг. Маленький просчет и можно получить травму, особенно если ветер. Надо точно определять момент касания земли, на долю секунды напрягая мышцы ног, а затем мгновенно их расслабляя, чтобы смягчить удар о землю. Съемочное время коротко: надо успеть сделать за день Л—5 прыжков. Для съемок нашего фильма Роберт Силин прыгал 103 раза с высоты 3—4 тысячи метров. Сценарий картины написал один из зачинателей массового парашютизма в нашей стране, мастер спорта СССР, генерал-лейтенант И. И. Лисов вместе с режиссером-постановщиком фильма В. Н. Журавлевым, а снимались отважные и симпатичные девуш-ки-парашютистки — воспитанницы Центрального спортивного клуба воздушно-десантных войск Советской Армии. Все они бесконечно увлечены небом. Многие из них — рекордсмены страны и мира, имеют на своем счету более 1000 прыжков. Нашим девизом было любимое слово парашютистов — «вперед!». Пусть оно зовет в небо и вас Обретайте крылья! Вперед, друзья! |