Техника - молодёжи 1968-05, страница 32

Техника - молодёжи 1968-05, страница 32

ПИРИ РЕЙС, ОРОНЦИЙ ФИНЕЙ И К

о

В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ НАШЕГО ЖУРНАЛА СОВЕТСКИЙ ПОПУЛЯРИЗАТОР Л. ВАСИЛЕВСКИЙ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ П. ТОМПКИНС НАЧАЛИ РАЗГОВОР ОБ УНИКАЛЬНЫХ КАРТАХ ПИРИ РЕЙСА И ОРОНЦИЯ ФИНЕЯ, О ГИПОТЕТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ АНТАРКТИДЫ. А ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАТЬЮ — КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА АСПИРАНТА-ЭТНОГРАФА И ПИСАТЕЛЯ-ФАНТАСТА.

Г. ЕРЕМИН, В. ГРИГОРЬЕВ

Бумеранг возвращается

Прошло сорок лет с тех пор, как полки стамбульского музея «Топкапы сарайы мюзеси» подарили нам портулан, вдохнувший жизнь в оледенелую историю Антарктиды. Жизнь целой цивилизации — пусть еще мифической! — оказалась поставленной на карту: сначала на карту Пири Рейса, а потом и на портулан Оронция Финея.

Проблема широко обсуждалась i минувшее десятилетие, и каждый раз—в связи с портуланами Пири Рейса. Теперь она возвращается в новом качестве — с картой Финея, на которой контуры Антарктиды несомненны.

Автор статьи «Исчезнувшая цивилизация Антарктиды» Л. Василевский не объясняет, как был обнаружен уникальный портулан ученого-француза, а ведь открытие его принадлежит человеку, с именем которого связаны все успехи последнего этапа изучения этой проблемы.

Чарлз X, Хэпгуд, профессор истории науки Нью-Гэмп-ширского университета, автор книги «Плавающая кора Земли» (предисловие к которой написал А. Эйнштейн), продолжил работы А. Маллери. Уже после того, как система координат сетки карт адмирала была им математически восстановлена и преобразована и Антарктида получила свое алиби, он заказал в библиотеке конгресса США комплект старинных портуланов. Среди них-то Ч. Хэпгуд и обнаружил сенсационный экземпляр с подписью Финея, подлинность которого удостоверена экспертами библиотеки конгресса. Это открытие подтвердило правильность дешифровки Хэпгу-дом карт Рейса.

Антарктида Оронция Финея

Прежде всего, конечно, поражает высокая точность изображения Антарктиды, вычерченной задолго до ее официального открытия—ни дать ни взять карта из современного атласа. Если на портуланах Рейса распознать Антарктиду не так легко — на опознание ушли годы Друда! — то здесь другие трактовки сами собой исключаются.

Однако —• нужно сказать и об этом — данную карту тоже пришлось несколько корректировать. Хэпгуд обнаружил, что при обработке первоисточников древнейшего происхождения картограф, вероятно, спутал 80-ю параллель с Южным полярным кругом, опоясывающим полюс под 66,5° ю. ш. Подобная ошибка увеличивает антарктическую зону почти вче-

А это — знаменитая «Бахрийе», или «Книга морей», турецкого адмирала Пири Рейса (подлинник хранится в Берлинской библиотеке), она содержит 215 карт Средиземного и Красного морей. В предисловии к своей книге автор подробно рассказывает о том, как создавалась карта 1513 года...

тверо. Ее-то и корректировал ученый, после чего карта приобрела современный облик.

Современный? Но наш современник при всем желании не увидит Антарктиду такой, какой она стояла в глазах того, кто дал возможность Финею чертить свой портулан: с живой водою рек, с долинами и горными вершинами, ныне погребенными подо льдом. Впрочем, и Антарктида Рейса тоже уходит е доледниковые времена.

Интересно и то, что контуры побережья Земли Королевы Мод в варианте Финея в точности совпадают с аналогичным контуром, начерченным Пири Рейсом. Вероятно, будущих исследователей заинтересуют причины, по которым зона наибольших совпадений приходится именно на эту часть.

Так впервые была открыта карта всей Антарктиды с доисторической биографией. Впервые? Но у Л. Василевского мы читаем, что карта всей Антарктиды в древнем ее обличье была открыта раньше, до находки Хэпгуда...

Антарктида.,, без Антарктиды

Читаем у Л. Василевского: «Три американских ученых: иезуит, преподобный отец Даниель Линеан и два морских эксперта, Арлингтон Маллери и Джон X. Уолтере, заявили, что в 1960 г. ... нашли способ... Северная и Южная Америка и Антарктический континент со всеми горными цепями...»

Карты Финея в 1960 году у упомянутых исследователей не было, и потому они не могли использовать ее для нанесения Антарктиды на свой глобус. В их распоряжении было два портулана Пири Рейса, с ними они конструировали глобус. Но эти портуланы после соответствующей дешифровки дают только часть изображения ледового материка, они просто не в состоянии дать большего. Здесь Л. Василевский допускает довольно грубую ошибку.

Не обозначена Антарктида и на удивительной «карте Гло-рианус» (1510 г.), о которой Л. Василевский пишет, что ее открыли во времена расшифровок карт Рейса (на самом деле открытие произошло значительно раньше, о чем свидетельствуют книжные публикации).

Вернемся к карте Финея. Нам неизвестно, каким путем добралась она от своего составителя до библиотеки конгресса, сколько хозяев сменила за свою долгую жизнь. Неизвестны пока и пути, которыми источники для карт попали к Финею. По этим причинам портуланы Рейса со--держат гораздо больше информации и возможностей для разгадки путей через века к первоисточникам, к «цивилизации Антарктиды». Поэ|ому, хотя карта Финея и производит более сильное впечатление, роль портуланов Рейса не уменьшается.

Понятно, что статьи Л. Василевского и П. Томпкинса то и дело возвращают нас к Пири Рейсу. Первоисточники для адмирала и для Финея, по крайней мере в древнейшем колене своем, были одни, но искать их помогает пока что только «Бахрийе» и портуланы ее автора.

28