Техника - молодёжи 1968-05, страница 44

Техника - молодёжи 1968-05, страница 44

Для достижения возможно большей скорости поезд должен двигаться первую Половину пути между станциями с Постоянным ускорением (а== 1 м/сек2), а вторую половину с замедлением. Если S — расстояние между станциями, a ta — время поездки от одной из них к другой, то

А Ж 2 ' 2

Средняя скорость движения поезда

V , = 8 ■■

«Р to-Ha 20+2У S ' где to — 20 сек. — время стоянки. Эту зависимость как раз и передает график. Точки (они показывают, как зависят друг от друга S и Vcp в разных городах мира) уже близки к идеальной кривой. И значит, не увеличивая расстояния между станциями, невозможно и увеличить скорость метро.

С места: Где же выход?

Докладчик: Вот об этом я хочу рассказать...

Председательствующий: Я Прошу больше не перебивать докладчика!

Перенесемся а Москву будущего.

Впрочем, пока еще не в Москву, а toiibKo в поезд, который приближается к столице. По радио объявляют, что через пять минут вы прибываете к месту назначения. Вдруг поезд ныряет в тоннель. Проходит минута, другая, третьи — скоро станция, а магистраль все еще тянется под землей и вроде бы не собирается возвращаться на поверхность. Может быть — подземный вокзал? Увы) В Москве вообще нет пассажирских вокзалов. Прошло то время, когда составы въезжали чуть ли не в центр города, оглашая ближайшие улицы постоянным грохотом. Теперь железнодорожные пути «исчезают» далеко за городской чертой, спускаясь в тоннели...

Тем временем ваш поезд подходит к перрону. Открываются Двери, и пассажиры покидают свои вагоны. Вы тоже направляетесь к выходу, но странное ощущение исподволь замедляет ваши шаги. И уже в тамбуре это смутное чувство с ослепительной ясностью превращается в два привычных слова: стук колес! Почему стучат колеса? Ведь поезд подошел к перрону?!

А кто вам сказал, что это перрон? Вдоль стен протянулся нескончаемый ряд удобных кресел и журнальных столиков, изредка прерываемый дверьми. Да и люди, сидящие в креслах, по всей видимости, не собираются никого встречать.

Приятный женский голос по радио напоминает вам, что пора выходить из вагона! и вы подчиняетесь этому благоразумному совету. Что же произошло? Ничего особенного: вы пересели с поезда дальнего следования в один из вагонов экспресс-метро. Пересели на ходу —• на скорости в 108 километров в мае.

Первое, что привлекло ваше внимание в вагоне, в котором вы оказались,— красочный проспект со схемами, рисунками и подробным описанием всех особенностей экспресс-метро. Предположим, что все это выглядит примерно так же, как наша цветная вкладка, и познакомимся более обстоятельно со

столь необычным видом городского транспорта.

Сразу же бросается в глаза густая cetb линий, покрывающая и окраины и центр города. Из любой точки Москвы до ближайшей станции — не более 2 км, а в пределах Садового кольца—-не далее 450 м. Среднее расстояние В 3 раза меньше максимального. Поражает и обилие станций — вдоль линий они расположены через каждые 360 м!

Такой мизерный промежуток — не новость: на некоторых «подземках» он существует и сегодня. Но и скорость там соответственно мизерная на отрезке в 360 м особенно не разгонишься. А если и разгонишься, то не остановишься. А уж если и остановишься, то ценой таких перегрузок, которые под силу только космонавтам, и, следовательно, для большинства пассажиров подобная поездка будет первой и последней.

Как же экспресс-метро решает задачу со столь несовместимыми исходными данными: промежутки между станциями — 360 м, а скорость — 108 км/час?

Решение —• простейшее: каждая линия — замкнутая, и по ней (и только в одном направлении!) ходит всего Лишь один поезд, но зато длина его равна длине всей линии.

Собственно, это даже не поезд, а бесконечная цепочка вагонов, которая, как конвейер, движется непрерывно и безостановочно. У каждого вагона — свой двигатель, но все они работают абсолютно синхронно, обеспечивая единую и постоянную скорость — 108 км/час.

Как же при таком огромном количестве станций и замкнутых линий пассажиры обходятся без пересадок? Как, наконец, садятся в мчащиеся без остановок вагоны и выходят из них?

Начнем с пересадок. Без них не только не обходятся, но даже прибегают к ним, пожалуй, значительно чаще, чем пассажиры современного метро,—ведь сеть подземного транспорта стала Неизмеримо разветвленное. Но тягостная сегодня процедура никого не волнует в условиях экспресс-метро, ибо не отнимает ни секунды времени, хотя и длится целых 30 сек. Столь противоречивую миссию выполняют пересадочные кольца — тоже замкнутые цепочки вагонов, идущих безостановочно с той же скоростью.

На определенных участках вагоны основной линии и пересадочного кольца находятся в постоянном сцеплении —• подобно двум зубчатым колесам. Длина каждого такого участка — 900 м, и следовательно, каждый вагон находится в состоянии стыковки ровно 30 сек.

Принцип такого взаимодействия дав-ным-давно используется в технике —> ведь именно так работает гусеница или цепь Галля, наброшенная на две шестерни. В нашем случае в роли гусеницы выступает основная линия, а пересадочное кольцо — правда, весьма отдаленно — можно сравнить с шестеренкой. Разумеется, такая аналогия носит чисто енешний, иллюстративный характер.

На вкладке хорошо видно, как, пересев с одной линии на пересадочное кольцо, еы можете доехать до того участке, где оно стыкуется уже с другой линией.

Итак, вы едете по основной линии экспресс-метро и вам предстоит сделав пересадку. Вот начинается участок

стыковки с тем пересадочным кольцом, которое вас интересует. Два поезда на отрезке в 900 м подошли вплотную друг к другу, открылись двери. Один шаг — и вы уже в вагоне пересадочного кольца. И снова тоннель. Проходят считанные секунды, тоннель обрывается. Ваш вагон снова сомкнулся с одним из вагонов основной линии — той самой, на которую вам «необходимо пересесть. На полминуты разошлись двери, еще один шаг — и вы уже мчитесь в нужном направлении. Пересадка закончена.

А если на этой «станции» вы намерены не пересесть, а выйти в город?

Обратимся еще раз к вкладке. Вагон пересадочного кольца — необычный. Он разделен вдоль на две части, параллельные друг другу: просторный салон и более узкий проход. С одной стороны салона — двери для пересадки, с которыми вы уже познакомились. С другой стороны — двери, ведущие в проход. Перед ними — две небольшие легкие кабинки, каждая из которых рассчитана на четырех человек. Вы входите в одну из них. Через несколько секунд открываются двери и кабина выезжает в проход. В ее днище — два желоба, а в пол вделаны соответственно два ряда роликов, имеющих возможность свободно вращаться. Как только ваш вагон приближается к «станции», часть крыши, накрывающая проход, мгновенно убирается и кабинка влетает в наклонно поднимающийся тоннель, по инерции продолжая движение вверх. Однако начальная скорость настолько велика, что здесь уже ролики не свободно вращающиеся, а тормозные.

Кабинки, выезжая одна за другой из вагонов в подъемный тоннель, затем разделяются на четыре потока, подобно реке, образующей рукава. 'Ведь если ширина (а точнее — площадь поперечного сечения) русла больше, скорость течения меньше, а сток остается постоянным. То же самое происходит и с кабинками. Под землей они вместе с вагоном мчатся со скоростью 30 м/сек, а разделившись на четыре потока, постепенно замедляются в 30 раз. При этом расстояние между ними (между их центрами) уменьшается в 7,5 раза.

И в то же время через станцию кабинки проходят в таком количестве, как если бы они не поднимались на поверхность, а продолжали двигаться вместе с поездом.

Наверху кабинки попадают на транспортерные ленты, рядом с которыми движутся пешеходные дорожки. Скорость у тех и других одинаковая — 1 м/сек. Пройдя по поверхности 20. м и высадив за это время одних пассажиров и приняв «на борт» других, кабинки •снова исчезают в тоннелях. Там они спускаются вниз, сливаются в один поток, набирают нужную скорость (здесь ролики уже не тормозные, а разгонные) и возвращаются в вагоны пересадочного кольца. Каждая — в свой проход, а потом оттуда — в салон. Вот и весь круговорот.

Так работает экспресс-метро — гигантский «многоленточный» конвейер, движущийся непрерывно и безостановочно.

б остальными подробностями вас познакомит подпись к вкладке, рассчи* тайная уже на тщательное изучение технологии экспресс-метро.

38