Техника - молодёжи 1968-05, страница 46зной Солнце катится колесом По звенящей пустыне неба. На ресницах скрипит песок. Степь рыжее, чем корка хлеба. Воздух — как кипяток. Вблизи Ни куста, ни колючки рыжей, Даже змеи и то уползли От палаток к горам поближе. Мы протерли карты до дыр. Мы хрипим от тоски зеленой... Мне б сейчас хоть глоток воды, Только пресной, а не соленой! Алексей ТРУФИЛОВ Наверное, на солнце глядя, придумал предок колесо. Прозрев, к оси его приладил — и покатилось, понеслось1 Скрипя, ползли телеги куцые, и мчались стаи колесниц... И делал в мире революцию простой кружок с лучами спиц. А тот, кто высвободил скорости, тот гений с именем простым, был позабыт. И умер вскорости... Но я склоняюсь перед ним. Михаил АТАМАНЕНКО НИКТО НЕ ЗНАЕТ АФРИКИ «Последние тайны старой Африки». Согласитесь, что даже самый завзятый скептик, увидев на прилавке книгу с таким названием, не сможет преодолеть властного очарования слова «тайна». А приобретя изящно оформленный фолиант и открыв его наугад, не сможет оторваться от повествования, автор которого Лауренс Грин. В африканском зное тайна начинает сверкать и пульсировать под отдаленный бой барабанов, звучащих от Занзибара до Бомы. Барабаны вносят ритм в бесконечную драму Черного континента. Когда-то новые барабаны окропляли человеческой кровью, теперь ограничиваются пальмовым вином. Эти нехитрые музыкальные инструменты заменяют африканцам граммофон, радио, телефон и телеграф. Их музыкальный язык, до Которого далеко азбуке Морзе, способен В кривом зеркале истории —великие Восточная мудрость гласит: «Даже кривое зеркало истории не искажает истинно великого человеиа». Талантливый чехословацкий художник Владимир Фука проиллюстрировал эту мысль средствами... художественного юмора. На протяжении нескольких лет он создал целую художественную галерею знаменитых писателей, композиторов, архи-теиторов, изобретателей. Тут и Гомер, и Стравинский, и Корбюзье, и Достоевский, и Равель, и Данте, и... Когда пражское издательство «Артиа» собрало работы В. Фука и выпустило в свет, книга разошлась в считанные дни. Если раньше для любителей искусства в* Риме, Брюсселе, Гаване, Нью-Йорке, Вене, Каракасе имя художника было связано с его работами в знаменитом театре «Латерна Магика», то теперь круг почитателей его таланта неизмеримо расширился. Почему? Взгляните на 3-ю страницу обложки, на эти брызжущие весельем своеобразные «портреты» великих — и вы сами все поймете... k передать не только простое сообщение, но выстукать всю историю племени. Африка таит в себе волнующую атмосферу неизвестности. Это земля пропавших людей, пропавших без вести самолетов, затерянных городов и сокровищ. В песках ее пустынь, поглотивших древний рай, погребены никем не разгаданные тайны. Недаром сейчас многие исследователи считают Африку колыбелью человечества. Когда врачи в Европе еще были невежественными шарлатанами, знахари африканских племен из века в век, пробуя и ошибаясь, делали сенсационные открытия, накопив множество сведений о целебных свойствах растений. Они вылечивали прогрессивный паралич, столбняк, проказу, язву желудка, гипертонию и т. д. Но, кроме того, могли удалить глаз, гланды, ампутировать конечность, сделать трепанацию черепа. Грин рассказывает о тайнах заклинателей змей, о колдунах, гипнотизерах и магах, которые могут убить человека, не прикасаясь к нему, убедить целое племя в гибели священного баобаба, хотя он цел и невредим перед ними, могут ходить босиком по раскаленным углям и даже вызвать дождь. Африканские следопыты часто способны мысленно представить себе местность, где они не были, узнать по дыму отдаленного костра о происшедших событиях, в общем делать все то, на чем для простого смертного лежит покров тайны. Когда приходит время, непостижимая древняя сила гонит в Африку миллионы перелетных птиц. Тайны перелета все еще не разгаданы. К самым замечательным зрелищам Африки принадлежат грандиозные миграции мириад южноафриканских газелей, опустошавших до конца прошлого века обширные пространства. Причины миграций, сравнимых по своим результатам только со стихийным бедствием, до сих пор также не ясны. В Африке очень живучи рассказы о таинственных кладбищах слонов, о реликтах доисторических эпох — единорогах, летающих змеях и птеродактилях. Книга Л. Грина не научное исследование и не путевые очерки, а просто рассказ о том, что интересовало автора в течение многих лет и что, несомненно, заинтересует читателей. Ю. МОИСЕЕВ, инженер СОДЕРЖАНИЕ Среди тысячи чудес .... 1 Д. Бяохинцев, член-корр. АН СССР, В. Бирюков — Мигающий реактор в Дубне ... 2 О. Жолондиовсиий, инж. — Сила пустоты.........4 Б. Парфенов, инж. — Снова о шаровой молнии.....б Время искать и удивляться . . в А. Мицкевич, канд. физ.-мат. наук — Мозг и что он о себе думает.........7 Короткие корреспонденции . . 10 Изобретательство и цивилизация: Г. Котлов, инж. — Промышленный шпионаж......12 А. Харьиовсиий — «Гелиограф» плывет в мезозой.....15 К. Петров — Дети-волки...... 1в Б. Дерягин, член-корр. АН СССР — Глубинные тайны поверхностных явлений ... 17 Время течет..........19 О. Ильин — «Кальмар» мощностью в 75 лошадиных сил 19 Путь в стратосферу .... 22 Вокруг земного шара .... 24 Кто вы. робот?.......26 Г. Еремин, В. Григорьев — Пири Рейс, Оронций ФинеЙ и К* .28 И. Еленин — Ну и понедель- ничек!..........31 Клуб ТМ.........32 Антология таинственных случаев: Под звездным микроскопом пирамида.....34 Космический профиль планеты Земля..........36 И. Бурдонов — Экспресс-метро («Инверсор»).......37 А. Бирюков — «Вечный» подшипник ..........39 И. Черненко, канд. геол.-минер. наук — Арал может жить . . 39 Стихотворения номера. Книжная орбита. В кривом зеркале истории — великие......40 ОБЛОЖКА художников: 1-я стр. — Р. А в от мне, 2-я стр. — Н. Перовой, 3-я стр. — В. Мальгина и Л. Шульпа, 4-я стр. — Р. Ааотина и В. Брюна. ВКЛАДКИ художников: 1-я стр. — Н. Рож нов а, 2-я стр. — Ю. Макаренко, 3-я стр.—-Р. А в от и на, 4-я стр. — Л. Р ы н д и ч а. Макет Н. Паровой. Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Ш, К. А. ГЛАДКОВ (научный Редколлегия: М. Г. АНАНЬЕВ, К. А. ВОРИН, К. А. ГЛАДКОб (научный оедактор), В. В. ГЛУХОВ, П. И. ЗАХАРЧЕНКО, П. Н.КО-РОП, О. С. ЛУПАНДИН. И. Л. МИТРАКОВ. А. П. МИЦКЕВИЧ, Г. И. НЕКЛЮДОВ, В. И. ОРЛОВ, В. Д. ПЕКЕЛИС, А. Н. ПОВЕДИНСКИЙ, Г. И. ПОКРОВСКИЙ, Г. В. СМИРНОВ, Г. С. ТИТОВ/ И. Г. ШАРОВ, Н. М. ЭМАНУЭЛЬ. Художественный редактор Н. Вечканов Технический редактор Е. Врауде Рукописи не возвращаются Адрес редакции: Москва, А-30, Сущевская, 21. Тел. Д 1-15-00, доб. 4-66. Д 1-86-41. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Сдано в набор 28/11 1968 г. Подп. к печ. 3/IV 1968 г. Т03347. Формат 61x90'/». Печ. л. 5,5 (усл. 5,5). Уч.-изд. л. 9,3. Тираж 1 500 000 экз. Заказ 514. Цена 20 коп. С набора типографии издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» отпечатано в ордена Трудового Красного Знамени Первой Образцовой типографии имени А. А. Жданова Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва, Ж-54, Валовая, 28. Заказ 2412. Вкладки отпечатаны на Чеховском полиграфкомбинате Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР, г. Чехов Московской области. Scan: Ershov V. G., 2006 |