Техника - молодёжи 1968-08, страница 47

Техника - молодёжи 1968-08, страница 47

Чтооы Bocti анони гь первоначальный «Золик ciai-уй, Герцог и Сольнье предприняли попытку поднять одну из них. Они выбрали самую красивую. Она лежала. как и почти все, уткнувшись носом в землю, и находилась в 27 метрах от карьера, где была некогда высечена.

Исследователям не нужно было ломать голову над практическим решением своего намерения. Вооруженные современной техникой, они* в полной мере могли оценить и масштаб работы древних пасхан-цев и всю глубину загадки, которую они задали современным людям. Если только, как утверждает легенда, жрецы острова не использовали «ману» — сверхъестественную силу, заставлявшую статуи передвигаться сами по себе...

Когда колосс был поставлен иа основание, исследователи решили водрузить ему на голову «пукао» — традиционный головной убор из красного камня. Поскольку ни одного пукао обнаружить не удалось, пришлось высечь его из камня по образцу одной из оставшихся моделей. Эту работу за два месяца проделал пасханский скульптор Хуан Хаоа. Его изделие весило пять тонн. Когда подъемный кран перенес «пукао» с земли на голову статуи, все участники «реставрационных работ» снялись у ее подножья. (Это была своеобразная генеральная репетиция к большим реставрационным работам, рассчитанным на 30 лет. Их будет вести правительство Чили в содружестве с ЮНЕСКО. Придет время — и все загадочные статуи будут подняты и установлены в своем первозданном виде.)

...Кто же были те, кто сумел изваять и воздвигнуть таинственный лес статуй?

Единственный прямой источник информации — устное предание. Старые пас-ханцы еще помнят его. Они рассказывают, что колоссы являются изображением семи первых «разведчиков», приплывших иа пироге с запада. В самом деле: только семь статуй обращены лицом к океану, в то время как все остальные смотрят внутрь острова. Допустим, легенда верна. Но отчего исполины острова Пасхн не похожи на полинезийские тики? И вообще, если речь зашла о «разведчиках», зададимся вопросом:

А ОТКУДА* О ИИ ПРИШЛИ?

В статье «Пацифида» В. Нейман приводит любопытные аргументы в пользу теории Тура Хейердала. Можно добавить еще несколько параллелей. Так, например, некоторые статуи острова Пасхи напоминают статуи инков; пасханские пнрбги делаются из тростника способом, напоминавшим тот, которым строят пирбги рыбаки озера Титикака, и т. д. Конечно, подобные аналогии захватывают воображение, но все же они не очень убедительны. Пасханские статуи, во-пер

вых, сходны с некоторыми статуями Маркизских островов, как известно, ив имеющих никакого отношения к Американскому континенту, Во-вторых, до сих пор на острове Пасхи не обнаружено никаких следов керамики и ткачества, а ведь индейцы Южной Америки были великолепными мастерами втих ремесел, И наконец весьма вероятно, что в одной интересной легенде, рассказываемой местными старожилами, есть зерно истины.

Как утверждают вти старожилы, их предок — полинезиец Хоту-Матуа — правил иа одном ив Подветренных островов 23 поколений назад, то есть примерно в XII веке. Потеряв трон в одной из многочисленных войн, Хоту-Матуа вынужден был отправиться на поиски иной земли. Он погрузился со всеми оставшимися в живых соплеменниками на пироги и отправился в путь на восток. Так они потеряли рай, а то, что они нашли, скорее напоминало ад: суровый климат, пустынная земля, непригодная для обработки, Быть может, прибывшие думали, что смогут жить на полудиком острове в мире. Но они ошиблись. Какое-то проклятье висело над островом: угон в рабство, резня, впидемии — вот часто повторяющиеся впизоды из его многовековой истории.

Прежде чем отправиться сюда, Юбер Герцог и Тони Сольнье побывали иа Таити и воссоздали гипотетическую сцену отплытия короля Хоту-Матуа, для таитяицев вта инсценировка вылилась в большой морской праздник, и они снова почувствовали лихорадочный инстинкт великих миграций прежних времен...

Жил ли на самом деле Хоту-Матуа? Все пасханцы клянутся, что маленький король Грегорио был прямым его потомком. Само существование короля-ребеика

у историков не вызывает сомнений. Он умер от оспы в 1866 году в возрасте девяти лет, Грегорио был последним, кто «нал секреты истории острова, для кого не была сокрыта загадка «говорящего дерева». Никто и» археологов ие может дешифровать таблички «ронго-роиго». Они молчат для нас, вти идио-Граммы, вырезанные зубом акулы иа дереве породы хибикус. Ни на одном из островов Полиневии не найдено никаких следов даже примитивной письменности. На острове Пасхи, иа маленькой земле, письменность существовала, возмож-ио, как след таинственной высокой цивилизации. И может быть, Юбер Герцог И Тони Сольнье сумели выведать тайны у «говорящего дерева». Может быть, найденные ими уникальные документальные материалы помогли бы сделать еще шаг к раскрытию тайны острова Пасхи. Но, к сожалению, чудом уцелевшая при катастрофе записная книжка ие могла вместить всех их открытий. Возможно, они уже знали ответ иа вопрос, которым озаглавлена вта антология...

Отиты «ее ироооворл

По горизонтали! б. Параиит. 7. Кирхгоф. 6. Сруб. 10. Катализ. 11. Норд. 1Д. Шпур. 14. Клинкет. 16. Сода. 17. Душнии. 19. Банкет. 20. Пол. 21. Опил ни. 22. Плитки. 26. Медь. 27. Реаитор. 28. Неон. 20. Диод. 31. Ротонда. 33. Трак. 34. Крахмал. 35. Катушиа.

По вертииалж 1. Граб. 2. Шнеи. 3. Срез. 4. Сгон. 5. Перепад. 6. Тетрил. 7. Калька. 8. Фуродит. 13. Раш* пиль. 14. Клинкер. 15, Траулер. 16. Секстан. 18. Фот. 21. Обелиск. 23. Изобара. 24. Тантал. 25. Станок. 30. Драп. 31, Рама. 32. Анта. 33. Тушь.

СОДЕРЖАНИК

Трибуна академий страны. Молдавия .......... I

A. Крузе, В. Краиовсиий, инженеры — Этот воздушный, воздушный, воздушный мир .... 3

B. Носаиов, инж. — Новая «Волга» ......... 5

Н. Амосов, проф. — Искусственный разум........6

Время искать и удивляться . . 8

В, Чистяиов и В. Шеламов — Снежные трассы августа 8

А. Мицкевич, ианд. фиа.-мат-наук — Научное обозрение 10

Стихотворения номера .... И

Г. Полунов — Слово — смелому поиску.........12

A. Кичвтов — Генетика — социальные бури.......14

Коротине корреспонденции 16

B. Юршов — Зеленые цветы но роны (рассказ)......18

Г. Малиновский — Зианомьтесь -«Тайфун»........18

В. Григорьев — На чаше весов — гравитация .22

Л, Сидорова ..... Флибустьеры

XX века.........24

Дирижабль (подборка) .... 25 Л, Евсеев, инж. — Нужно ли изобретать велосипед? ... 28

Шелестят страницы.....28

Вонруг земного шара .... 30 М* Липатова — Как починить ракетку .........32

В, Орлов — Математииа ирасоты 32

Клуб «ТМ»........34

Г* Филаиовсиий — От Архимедова винта............36

Антология таинственных случаев: В* Неймаи, канд. геолого-мин. наук — Пацифида .... 37 Л. Василевский — Гибель на пути в прошлое .... 38

ОБЛОЖКИ художников: 1-я и

4 я стр. - Р. Аротииа, 2-я_ сто. -И, Вечианова, 3-я стр. - Г, кмча-нова.

ВКЛАДКИ художников: 1-я и 2-я стр. — В. Иванова, 3-я стр. — Н. Рожиова, 4-я стр. - Г. Покров-«кого

Макет Н. Перовой.

Редколлегия. М Г. АНАНЬЕВ. К. А. ВОРИ^ "^^^^^'"SP'oSv.^b ГвУП°^ЕКМЙС АААНЧ^ОВЕДИНСкЙЙ

РОП О С ЛУПАНДИН И. Л МИТРАКОВ. А. П. МИЦКЕВИЧ, Г. И- НЕКЛЮДОВ, В. И. ОРЛОВ, В. Д. ПБКЕЛИС, А. 11. ПОШШИПЫШЛ, И В noh^smiSL^^HM секретарь). Г. И. ПОКРОВСКИЙ. Г. В. СМИРНОВ (зам. главного редактора) Г. С. ТИТОВ. И. Г. ША

Художественный редактор Н. Венкаиов р KonL I воав а аются Технический редактор В. Врауде

Адрес редакции: Москва. А-30. Сущевская. 21. Тел. б^Тд^доб. В°ЖЩ5Ь86-41. Издательство ЦК ВЛКСМ—«Молодая гвардия» Сдано в набор 31 /V 1868 г Подп к печ 5/VII 1^8 г. ТО3388. Формат «XBOVb. П«. Л 5.5 (усл. 5.5). Уч.-изд. л. 0.3.

_Тираж 1 600 000 эна. Заказ 1181. Цена 20 коп. _____ ,

С набора типографии издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» отпечатано ®°РДвна Трудового КР®сного Знамени Перво)й Образцовой типографии имени А. А. Жданова Главполиграфпрома Комитета по печатиi при Совету Ми^

Валовая. 28. Заказ 273в. Вкладки отпечатаны на Чеховоком полиграфномбинате Главполиграфпрома Комитета по печати при

Совете Министров СССР, г. Чехов Московской облвоти.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как вырезать чашу в срубе?
  2. Неон

Близкие к этой страницы