Техника - молодёжи 1969-04, страница 21

Техника - молодёжи 1969-04, страница 21

подобные феномены, назвав их эйдетическими. Слуховые и зрительные представления такого рода достигают яркости и убедительности реальных восприятий. Некто побывавший в кораблекрушении рассказывал:

«Уже в продолжение четырех часов я одиноко носился по волнам; ни один человеческий звук не мог коснуться моего уха. Вдруг я услышал произнесенный голосом моей матери вопрос: «Джонни, это ты съел виноград, приготовленный для твоей сестры?» За тридцать лет до этого момента, будучи тогда одиннадцатилетним мальчишкой, я съел тайком пару виноградных кистей, назначенных матерью для моей больной сестры. И вот на краю погибели я внезапно услышал голос моей матери и тот самый вопрос, который был обращен ко мне за тридцать лет перед тем. В последние двадцать лет моей жизни, как я положительно могу утверждать, мне ни единого раза ие приходилось вспоминать о моей ребяческой проделке».

Нередко, когда человек попадает в необычную и опасную ситуацию, переживая испуг, страх или ужас, вереницы мыс-

гих тюфяках. На руках — пуховые перчатки, ноги укутаны в толстые шерстяные носки, на голове — шлем, прижимающий к ушам тампоны из пенорезины, на глазах — светонепроницаемые очки. Коробки не дают шевельнуть ни рукой, ни ногой. Кормили испытуемых по первому требованию.

Кое-кто отказался от опыта уже через 5 час. Наиболее стойкие продержались 72 часа, но в каком состоянии они очутились!

Подопытные не могли сконцентрировать внимание на заданной теме. Очень скоро они стали жертвой невыразимого ужаса. Затем потеряли ощущение времени. Наконец, изменилось впечатление о собственном теле: голова казалась или непомерно большой, или слишком маленькой. Представлялось, что она отделена от туловища. Если "вначале некоторые погружались в сон, наполненный кошмарами, то потом наступала абсолютная бессонница. Люди постепенно теряли аппетит.

А у тех, кто проходил испытания в резервуаре с водой, восприятие было иллюзорным. Какое-то время для них ие существовало прямых линий, треугольник расплывался в круг

ИЗУМЛЕНЬЕ

Три ооветоких испытателя провели год в кабине ««земного звездолета". Подобные опыты привлекают наше внимание к границам человечеониж возможностей.

В. ОРЛОВ

лей и ярких образов молнией проносятся в его мозгу. Как гласит пословица: «Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает».

Но в необычные, предельно опасные условия человек может попасть и сидя на весьма прочном стуле. Перенапряжение творчества, тяжкий умственный труд — только он рождает состояния озарения. Сказочник Гофман, чтобы избавиться от страха, который у него вызывали яркие зрительные образы, просил жену оставаться с ним во время работы. Бетховена буквально преследовала музыка. Великий композитор спасался от этого наваждения, выплескивая на голову ушат холодной воды.

А вот как говорит о своем творчестве один из современных исследователей: «Все мои новые идеи, из которых большинство реализовано в жизни, появляются у меня в состоянии непонятного возбуждения и напряжения. Я чувствую тогда вместе с этими приступами возбуждения необычайную концентрацию конструктивных идей и образов, до того очевидно ясных по своей простоте, по гармоничности всего целого с деталями, что делается страшно, напряженно и в то же время радостно... На время я забываю весь мир, промежутки дня и ночи сглаживаются, я не знаю усталости неделями, иногда месяцами».

Человек, работающий так, балансирует на грани дозволенного природой.

При сильном переутомлении, нарушении высшей нервной деятельности эйдетические представления мо^ут перейти в иллюзии и галлюцинации. И тогда вместо нетленных ценностей рождаются лишь болезненные химеры.

Кстати, галлюцинации и кошмары возникали и в условиях достаточно полной изоляции от внешних впечатлений. Участники опыта, одетые в мягкие, неощутимые для тела комбинезоны, лежали, неподвижно вытянувшись, на идеально упру-

Рис. К. Кудряшова

и т. п. Мысли быстрее приходили в голову, но люди не могли сосредоточиться.

А исследователь, искавший «звездные часы» творчества в состоянии экстатического возбуждения и напряжения? Он так закончил свой рассказ: «Эти приступы у меня бывают ие часто. А время от времени я чувствую непреодолимый мрак на душе и страх. Тогда я не могу работать. Тогда я сажусь в вагон или на пароход и еду сам не знаю куда. И очнусь потом в незнакомом мне городе...»

Так что не буде^ торопиться и порицать базар житейской суеты. В кипении Повседневных, реальных и, по возможности, новых впечатлений мы находим хороший противовес необузданности нашей фантазии. Состояния, о которых рассказал исследователь, конечно, исключительные, предельные. Но исключение часто помогает лучше понять правило. Известно: многие математики, физики-теоретики, люди умственного труда, работающие над абстрактными проблемами, — заядлые альпинисты, любители трудных туристских маршрутов. Вероятно, яркость и новизна впечатлений, полученных во время восхождений и походов, помогают им компенсировать интеллектуальный «перегрев» от усилий отвлеченной мысли.

Дверь, ведущая в подсознательное

В одном из опытов, поставленных советскими психологами, испы*уемый на десятые сутки пребывания в сурдокамере почувствовал, будто у него за спиной находится человек. Это восприятие не опиралось ни на зрительные, ни на слуховые ощущения. Да и сам участник опыта понимал, что в камере никого, кроме него, нет и ие может быть. Однако отделаться от необычного и неприятного чувства не мог.

И тогда ученые обратили внимание на вентиляционную

Видеть без экрана внутренности человека в рентгеновских лучах, ощутить неслышную вибрацию металлического тумблера зам на, безболезненно прокалывать иглами мышцы — вот они, необычные резервы человеческого организма.

17