Техника - молодёжи 1969-04, страница 22

Техника - молодёжи 1969-04, страница 22

систему, размещенную позади кресла испытуемого. Она была источником незначительных изменений давления и температуры воздуха, которые раньше не доходили до сознания человека. В условиях сенсорного голодания чувствительность заметно обострилась. И он начал воспринимать незначительные изменения микроклимата, но истолковал их неправильно.

Еще опыты академика И. П. Павлова и его сотрудников продемонстрировали влияние больших полушарий головного мозга на функции нашего организма, в том числе и на деятельность нервных окончаний — рецепторов. Слова гипнотизера могут, например, резко повысить восприимчивость органов чувств пациента. И тогда человек в состоянии побить даже рекорды профессиональной чувствительности.

Но пределы осознанного восприятия — еще не пределы. У подсознания другой, более низкий порог. Звук; который мы уже ие можем услышать и осознать, можно услышать не сознавая. Физиолог Г. Гершуни демонстрировал эффектный опыт. Во время гипнотического сеанса перед приказом о пробуждении он включал источник сверхтихого звука, не слышного никому. Спящий реагировал на сигнал, потому что именно на него экспериментатор вырабатывал у загипнотизированного условный рефлекс.

Английский физиолог Грей Уолтер пишет о работах школы Павлова: «Значительная часть этого учения касается явлений, лежащих ниже ватерлинии и погруженных в то, что мы до сих пор называем бессознательным. Слюнный рефлекс, который изучал Павлов, находится вне произвольного контроля. Мы не можем пускать слюну по своей воле или прекращать увлажнение нашей ротовой полости, когда при нас сосут лимон». И все же приоткрыть дверь в подсознательное и наводить новый порядок там, где поселились непроизвольные функции организма, можно. Немало примеров тому мы находим в практике индийских йогов. Они ухитряются усилиями воли и сознания менять и ставить под контроль частоту пульса, дыхание, пищеварение, обмен веществ, активность почек и т. д.

Это поистине поразительно. Перед нами — йог-чудотворец. Вот его сердцебиения ослабли почти до полного исчезновения, снизилась температура тела, дыхание стало неопределимым... Все функции организма низведены до уровня, свойственного животному в состоянии зимней спячки. Затем следует гвоздь программы — факира зарывают в землю на целые дни.

Иглы, прокалывающие конечности, не причиняют йогу боли. Силой воли он вызывает бледность или покраснение кожи. Останавливает кровотечение, расширяет или сужает зрачки так, что зрительные образы становятся то чрезмерно яркими, но несфокусированными, то тусклыми, но четкими.

«Многие достижения йогов, — продолжает Грей Уолтер, — были исследованы и воспроизведены в лаборатории в виде измеримых условных рефлексов. Физиологи потратили недели, стремясь заставить свои волосы вставать дыбом, поджелудочную железу — выделять больше инсулина и т. п.».

Дверь, ведущая в подсознательное, оказывается, ие так уж крепко заперта.

Рекорды жизнестойкости

Есть еще одна, особая, группа человеческих пределов — рекорды нашей жизнестойкости.

Железный лом, выброшенный динамитным взрывом, насквозь произил череп Финеаса Гейджа, мастера бригады строителей-железнодорожников. Только час ои находился в оглушенном

состоянии, потом пришел в себя и по дороге в больницу рассуждал о том, что произошло и как у него в голове появилась дырка. Гейдж прожил еще 12 лет. Рассудок не изменил ему, и американец зарабатывал уже тем, что за доллары демонстрировал свою продырявленную голову. Такова стойкость мозга — самого хрупкого из человеческих органов!

Ну, а сердце? Есть ли такой весовой предел у организма, чтобы оно могло поддерживать норм&льное кровообращение? Американец Уильям Кобб искусственно, в целях рекламы, довел свой вес до 325 кг. Однако его карьера самого тяжелого борца в мире была прервана сердечным припадком.

Короля Сигизмуида и герцога Альбрехта отравили. Герцог умер. А короля лейб-медик подвесил за йоги, чтобы яд вытек через рот. В такой позиции Сигизмунд пробыл сутки и... выздоровел. Впрочем, до рекорда тут далеко. Наш современник пакистанец Мохаммед Растом выработал у себя имму-нитет против яда. Он совершенно ие боится змеиных укусов н может выпить до семи толов чистого яда (1 тол равен 11,664 г).

В Лондоне есть необычный клуб. В нем всего 5 членов, но все они «пережили собственную смерть». Двое — солдаты, которых во время второй мировой войны санитары оставили на поле боя как умерших. Еще двое — сестры Моррисон. Первую из них врачи успели даже отправить в морг. Там она «воскресла» и через несколько часов позвонила сестре, которая от звонка «с того света» ие только потеряла сознание, но и впала в клиническую смерть. Медики все же вернули ее к жизни. Пятый член клуба — Сарра Питер «умерла» во время операции и 7 часов считалась покойницей.

Иногда хирурги прибегают к гипотермии. Организм больного охлаждается до +25°. Почти невозможно уловить никаких признаков жизни. Не работает механизм терморегуляции, нет естественного дыхания, всякие ощущения исчезли, частота пульса упала до 40 ударов в минуту, снизилось кровяное давление. К концу операции температуру тела постепенно повышают до нормальной. Посмотрим иа поднимающийся столбик ртути. 26,5° — появляются дыхательные импульсы, 30° — восстанавливается пульс, 32° — начинает работать терморегуляция, 34,5° — возвращаются зрение и слух.

А 27-летний Рики Майкелс прошел все круги дантова ада с открытыми глазами (и поначалу!) действующим зрением. Правда, он ие смыкал век 243 часа подряд. Это была целая декада бессонницы. Через 72 часа он стал раздражительным, затем сердитым и яростным, после 100 часов — болтливым и хвастливым. Еще через 60 часов начались галлюцинации. Его стали преследовать «голубые вспышки света», он почувствовал огромную тяжесть в конечностях. К 180-му часу — начал жаловаться, что голова стянута тугим обручем и сновидения наяву застилают глаза, мешая видеть реальные вещи. Затем ои стал «бестелесным» и зашагал по облакам среди мелькающих фигур танцовщиц. Эти картины периодически заволакивал полный мрак. После 243 часов Майкелс моментально заснул и пришел в себя через 14 часов.

Сопротивляемость организма падает, если человек долго находится без движения. В эксперименте, поставленном советскими медиками, шесть испытателей провели 62 дня в горизонтальном положении, в условиях строгого постельного режима. К концу опыта у всех наблюдалось изменение состава крови, снижение бактерицидности кожи и ослабление организма. И это при полноценном питании — до 3500 килокалорий в сутки.

Люди, находящиеся в благоприятных условиях, стали болеть. Четыре человека перенесли острый катар верхних дыхательных путей, один — ангину и один — острый периодонтит. Через месяц-полтора после' окончания эксперимента четверо снова перенесли подобные заболевания. По мнению ученых, это вызвано снижением антибактериальных функций организма.

Без капли пресной воды можно прожить 15 суток. Советский врач П. Ересько, о котором журнал рассказывал в J4& 1 За 1968 год, пил морскую воду и продержался в океане 36 дней, пока не подоспела помощь.

Сохранился рассказ Синуха, одного из приближенных фараона Аменемхета I. Синух пересекал Суэцкий перешеек и оказался без воды. Язык у него прилип к небу, горло горело, и все тело жаждало влаги. «Это и есть вкус смерти», — сорок столетий назад поведал царедворец потомкам.

В изумлении окидываем мы взглядом пределы человеческого «хочу» и «могу». И видим: сопротивляемость организма колоссальна, а границы возможностей исключительно высоки. Интерес к кладовым нашей энергии ие праздный. Уже сегодня космические полеты требуют от человека максимального напряжения его интеллектуальных н физических сил.

18