Техника - молодёжи 1969-09, страница 23

Техника - молодёжи 1969-09, страница 23

лишая его полностью слуховых ощущений, — такую задачу остроумно решил тбилисский изобретатель 3. Хета-гури. На хобот пресса, на наковальню, на корпус тисков, туда, где непосредственно возникает шум, он предложил установить пьезоэлектрический датчик. Удар! Наковальня вздрагивает, датчик мгновенно посылает электрический импульс, отпирающий преобразовательную радиолампу, и рабочий вместо оглушительного грохота слышит в наушниках мелодичный перезвон колоколов. Источником звука здесь служит акустический генератор, причем громкость звона пропорциональна силе удара молота или пресса. На ВДНХ это устройство было отмечено серебряной медалью.

ВРАГ № 2

Из-за пыли страдают не только люди, но и машины: преждевременно изнашиваются подшипники, направляющие, поршни, засоряются каналы воздушного охлаждения электромоторов и т. д.

воздух сейчас очищают везде: в шахтах, цехах, на стройках, нефтепромыслах. Созданы сотни оригинальных фильтров, респираторов, очистительных сооружений, разработаны принципиально новые способы вентиляции.

Взять хотя бы предложение доцента Свердловского горного института И. Кузнецова — («проветривание» карьеров.

Открытая добыча полезных ископаемых экономически наиболее выгодна. Достаточно снять с рудного тела покрывающий его слой земли — и можно возить руду хоть вагонами. Особенно удобен такой способ для богатых угольных и железорудных месторождений, обнаруженных геологами в последние годы на востоке нашей страны. Однако эксплуатация карьеров имеет свои особенности и проблемы. В их гигантских чашах, на дне которых работают сотни грузовиков, экскаваторов, бульдозеров, случается, по безветренным дням застаивается воздух. Выхлопные газы, перемешанные с пылью, густым облаком плавают над головами горняков, создавая невыносимые условия для работы. Летом духота «и жара могут привести к солнечному удару, а зимой, когда теплый и влажный воздух, прилегающий ко дну выемки, начинает подниматься вверх и перемешивается с более холодт ными слоями, образуется смог. В карьере теперь ничего не видно на расстоянии даже в несколько метров, туман, словно щит, не пропускает вниз свежий воздух.

Но если вентиляция стала проблемой уже сейчас, когда выемки достигают глубины 200—250 м, то что же будет в недалеком будущем, когда горняки углубятся на полкилометра и более? Ведь карьер не шахта, его кубатура в тысячи раз больше, в нем нет входа и выхода, и заставить циркулировать воэдух обычными вентиляторами здесь невозможно. Учитывая все эти обстоятельства, Кузнецов предложил использовать... вертолеты. Висящий над рабочим участком вертолет создаст своим многометровым винтом мощный воздушный поток, который устремится

вниз, выплескиваясь вместе с пылью за края выемки. В поперечнике площадь потока составляет десятки квадратных метров, и винт с успехом заменит сотни вентиляторов и быстро проветрит гигантскую чашу карьера.

Больше всех загрязняют атмосферу металлургические заводы и комбинаты. Для ускорения выплавки стали металлурги все чаще используют кислород и природный газ, повышают рабочее давление в домнах. От этого пыли становится еще больше. Кроме того, по мере истощения месторождений металлурги вынуждены переходить ко все более бедным рудам. Сейчас уже идут в ход бурые железняки, на которые раньше никто и смотреть не хотел. Чтобы повысить в них содержание железа, руду надо обогатить, а при этой операции улетает в трубу почти третья часть обжигаемого материала. Ведь улавливать тонкую горячую пыль мы практически не умели. Проблему удалось решить симферопольскому изобретателю Ю. Измоденову, сконструировавшему магнитный фильтр.

Железную дробь, измельченную стружку или стальной порошок засыпают в камеру, где создается сильное магнитное поле. Частицы, как по команде, выстраиваются вдоль силовых линий, образуя своеобразную «магнитную ткань». Эта ткань обладает исключительно развитой поверхностью и ничтожным гидравлическим сопротивлением. Вместе с тем частицы надежно сцементированы магнитными силами и не уносятся с отходящими газами даже при высокой скорости продувки. Наконец, в отличие от обычных хлопчатобумажных фильтров магнитный фильтр не боится «дыма» кислот и щелочей, не прогорает и поэтому способен работать при высоких температурах.

В ближайшее время фильтры подобного типа будут испытываться на заводах цветной металлургии в Средней Азии и на опытных установках Среднего Урала и Донбасса.

ВЗРЫВЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Однажды в городе Битбурге (ФРГ) произошел необычный случай: взорвалась цистерна с керосином, когда пожарник прикоснулся к ней кончиком огнетушителя. Потом выяснилось, что углекислота в баллоне была наэлектризована трением. А как-то раз взрыв вызвал сам человек, «зарядившийся» от ходьбы по токонепроводящему полу. И не удивительно: на сухой коже могут возникать напряжения до 15 000 в, а уже 10 тыс. в вполне достаточно для воспламенения большинства горючих веществ. Поэтому всем, кто работает во взрывоопасных помещениях (в основном на предприятиях химической промышленности), рекомендуется носить обувь, подбитую токопроводящими заклепками. Всех причин, ведущих к катастрофе, учесть и полностью устранить просто невозможно. Но, оказывается, существует возможность подавить взрыв еще в «зародыше», в момент его возникновения. У каждого взрыва есть так называе

мый индукционный период, равный одной-двум сотым долям секунды, когда грозный процесс как бы набирает силу. За это время нужно успеть его обнаружить и ликвидировать. Очевидно, с такой задачей под силу справиться лишь автоматическим устройствам. Вот одно из них, разработанное недавно западногерманскими изобретателями. Источники излучения — два кусочка плу-тония-239 — помещают в ионизационные камеры. Первая изолирована, а через вторую продувают воздух из рабочего помещения. Электрическая мости-ковая схема сбалансирована так, что плечи ее находятся в равновесии, если состав воздуха в объемах одинаков. Но стоит начаться какой-либо химической реакции (взрыву), как мостик выходит из равновесия, и прибор дает аварийный сигнал, пускает в рабочее помещение инертный газ или мгновенно разрывает мембрану, резко сбрасывающую давление в охраняемом цехе.

Другой зарубежный прибор, успевающий сработать быстрее чем за сотую долю секунды, — полусферический сосуд, наполненный четыреххлористым углеродом, хлорбромметаном. Внутрь сосуда помещают капсюль-детонатор, а в его стенке монтируют чувствительный детектор давления. При малейшей опасности детектор посылает в капсюль электрический импульс, детонатор воспламеняется и взрывает сосуд с инертной жидкостью, подавляющей основной взрыв.

Электричество не менее грозный противник, чем взрыв. Провод, находящийся под сверхвысоким напряжением в 500, 750 тыс. в, действует на человека на расстоянии. Мощное электромагнитное поле вызывает весьма неприятные ощущения: жжение, покалывание, зуд. К счастью, от этого поля загородиться можно. Достаточно залезть в так называемую клетку Франклина, изготовленную из электропроводящего материала. Но не будешь же таскать громоздкую клетку на себе? И вот сотрудники Центральной высоковольтной лаборатории Е. Пенович, Н. Чесноков и Л. Горчаков «скроили» костюм, легкий, прочный, с небольшими накладками из ткани с серебряной мишурой, непроницаемый для электромагнитных полей.

Еще одно интересное изобретение. Н. Орлов из ВНИИСТРОЙДОРмаша сконструировал аппарат, отключающий напряжение за 0,05 сек. — так быстро, что человек, коснувшийся токоведуще-го провода, даже не успеет почувствовать удара. Под бдительным оком такого устройства рабочие, пользующиеся электроинструментом, могут обойтись без галош, без резиновых перчаток, без изоляционных прокладок, будут чувствовать себя гораздо свободнее.

яды

Свыше 150 лет назад знаменитый Гемфри Дэви получил новый газ — фосген. Газ приятно пахнул прелым сеном — в этом ученый убеждался неоднократно. Но зап*>х оказался коварно обманчивым: надышавшись фосгена, Дэви тяжело заболел.

Фосген быстро завоевал печальную славу ядовитого сильнодействующего

18