Техника - молодёжи 1969-11, страница 4

Техника - молодёжи 1969-11, страница 4

галась, и все отчетливее обозначались улицы, площади, скверы, кварталы микрорайонов... Стрежевой, расправляя плечи, как равный с равными встал в строй рядом с юными нефтяными городами Сибири — Правдинском, Усть-Балыком, Нефтеюганском, Сургутом... Перспективы у них величайшие. Третье Баку, сибирское, с центром в Сургуте, будет в два раза крупнее Второго — башкирского. Нефтяной океан здесь, по скромным подсчетам, простирается на полторы тысячи километров по меридиану. Он будет давать примерно Полосину всей добываемой в настоящее время в стране нефти.

Да еще газ! Запасы его в одном из богатейших месторождений Башкирии — Ромашкинском пятьсот миллионов кубометров, а в Сургутском — три миллиарда. Но геологи каждый год вносят поправки. Сейчас запасы сибирского газа исчисляются уже фантастической цифрой — триллионами кубометров. Подобных кладовых нет больше нигде на Земле. Поистине неограниченные возможности для применения сил и знаний молодым специалистам!

Инженера по научной организаций труда Петра Максакова часто можно видеть на промысле с секундомером и блокнотом в руках. Его везде знают, везде встречают приветливо. К нему обращаются за советами, у него просят помощи, вносят различные предложения. Нефтяники уже почувствовали «отдачу» НОТа. Анализируя и обобщая передовой опыт, НОТ уже сказал свое веское слово на промысле. Вот, к примеру, на монтаж буровой вышки раньше уходил чуть ли не целый месяц, а теперь, когда ввели сетевой график, вышки ставят за шесть дней. Причем не только передовики, а все бригады без исключения.

Многое улучшено за последнее время и в самом процессе бурения. Достижения передовиков на других промыслах немедленно становятся достоянием всех бригад. И заслуга нотовцев в этом деле немалая.

— Поглядите — ждали нефть, а ударила горячая вода, — говорит Максаков. — Все, пустая скважина! А ведь кипяточек этот можно в теплицы пустить. Торфа нам не занимать — живем на торфе. Везде он тут у нас под ногами. Тот самый, на котором новосибирский сельхозинститут получает 30 килограммов огурцов с квадратного метра...

Однако работники местных орсов не очень-то разворачиваются. Для них куда спокойнее получать огурцы в «готовом виде» — самолетами.

А сколько еще нерешенных проблем поважнее огуречной! Одна из них, пожалуй, наиважнейшая — дороги. Как известно, все сибирское строительство — это прежде всего борьба с пространством. В Стрежевой пока переброшен только «воздушный мост» да летом ходят пароходы. От попыток пробиться зимой в Новосибирск напрямую через тайгу пришлось отказаться. Один тракторный поезд, правда, прошел, потому что в тот год припоздали метели, а другой вернулся обратно. Укрытые снежной подушкой, болота «дышат» даже в самые лютые морозы. Но и в случае полного успеха такой «зимник» не может удовлетворить промысел, растущий город.

К северу от Томска прокладывается железная дорога Аси-но — Белый Яр. Но это сугубо «лесная» дорога. Ее назначение — доставка леса к Асиновскому лесопромышленному комплексу. А кто, какое ведомство потянет ее дальше — к Стрежевому? К нефти? И когда?

На сотни километров уложены рельсы от Салехарда к Игарке и лежат «законсервированными» вот уже более десяти лет, но пока о них почему-то не вспоминается в планах развития экономики Севера Может, они продолжат трассу Ивдель — Оль?..

Другая проблема — газовая. В Госплане и Совете Министров РСФСР утвержден план нефтепровода Александровское — Красноярск. От Стрежевого до Колпашева он пойдет по левому берегу Оби, потом повернет на Киреевск. Там будет строиться большой нефтехимический комплекс. А от Киреев-ска трубы лягут уже по направлению к Томску и далее к Анжеро-Судженску. Но пока еще не решен вопрос, пойдет ли по этой же трассе и газопровод.

А газ ждут. Ждут в Томске, Новосибирске и городах Кузбасса, где он найдет самое широкое применение ь промышленности. Специалисты подсчитали, что только на Кузнецком и Западносибирском комбинатах газ позволит увеличить выплавку чугуна и стали на сотни тысяч тонн в год. Будет сбережено полтора миллиона тонн кокса. Высвободится много коксового газа, и химические цехи этих предприятий смогут ежегодно производить дополнительно более трех миллионов тонн азотных удобрений. Газ для своих квартир получат жители крупнейших сибирских городов и прилегающих к трассе рабочих поселков. Он пойдет в дома колхозников.

Жизнь в Стрежевом идет точно так же, как и в любом большом городе: люди работают, учатся, любят, играют свадьбы, растят детей, мечтают, занимаются спортом, «болеют» на стадионе и дома у телевизоров. Порой бывает нелегко. Но ведь это Север.

...К вечеру ветер разметал тучи и выглянуло солнце. Сразу потеплело, да так резко, что все сбросили куртки и возвращались домой в одних рубашках, а кое-кто, спеша загореть, даже разделся до пояса.

Мне надо было побывать в общежитии. Проходя мимо нефтеперерабатывающей станции, я увидел девушек с лопатами в руках. Они расчищали площадку в тайге. Могучего телосложения парень в матросской тельняшке, поднатужившись, вытаскивал рогатый пень. Я подумал, что это готовят площадку для вертолетов — вот на такой аварийный случай, как сегодня. Оказывается, нет. Это будет площадка, но только танцевальная. Вертолетная дальше.

Когда думаешь о земных сокровищах Стрежевого, невольно вспоминаются рассказы жителей таежной деревушки Сос-нино, где ударил первый нефтяной фонтан. Они говорят, что прадеды их поселились здесь лет триста назад. Существует предание, что это были пленники какого-то сибирского хана, пробиравшиеся на родину. Спасаясь от преследователей, они с берегов Енисея углубились в тайгу и наткнулись на другую большую реку, которая текла уже не на север, а на запад. Это было среднее течение Оби. Стояла осень. День выдался погожий. Солнце, пробиваясь сквозь поредевшую листву берез, рассыпало яркие блики, похожие на серебряные монеты. «Хороший знак, — решили путники. — Богатые будем!» И надумали не искушать больше судьбу, обосноваться здесь на веки вечные

Но самые ценные сокровища лежали глубоко под землей, ожидая своего часа, г. Стрежевой Томской области

НАШИ АВТОРЫ ф НАШИ АВТОРЫ ф НАШИ АВТОРЫ ф НАШИ АВТОРЫ • НАШИ АВТОРЫ

Академии Иван АРТОБОЛЕВСКИЙ не впервые выступает на страницах нашего журнала. Статья о шагающих машинах, написанная им в содружестве с кандидатом технических наук Н. УМНОВЫМ, специально переработана для «Техники — молодежи».

Имя инженера Корнея АРСЕНЬЕВА хорошо знакомо нашим читателям: время от времени он выступает со статьями о своих необычных исследованиях и опытах. «Тайна глобальных трещин» — новая работа тульского инженера.

Еще не так давно Аркадий КАНЫ-КИН служил в инженерных войсках. Может быть, поэтому многие его стихи — своеобразный сплав физики и лирики.