Техника - молодёжи 1970-04, страница 18

Техника - молодёжи 1970-04, страница 18

тивного освоения северных месторождений будет, по существу, решена. А пока много кустарщины.

КОМСОМОЛ — ЗА ДЕСАНТ. Мы

проходим в цехи. Неужели из этих довольно скромно оборудованных пролетов вышли 49 блочных котельных, электрических и насосных станций, которые сейчас питают жизнь во всех «горячих точках» огромного Приобского края?

Как было раньше? Строительство станции велось по шаблону, будто не в лесотундре, а где-то в Поволжье или на сухом юге. На стройплощадку завозились материалы, наборы деталей, железобетонные конструкции, доски, гвозди и прочая мелочь. Случись перерасход или недосмотр — и остановка неминуема. Ведь ближайшая база, как правило, за сотни километров, а дорог нет. Под капитальное здание объекта рыли котлован, выбирали торф, качали воду, засыпали основание песком и гравием (его отгружали за сотни километров, с верховьев Оби). Насыпь все равно вечно расползалась и засасывалась, станция постоянно находилась под угрозой аварии. Возводились многочисленные вспомогательные помещения. Десятки и сотни рабочих жили тут же годами, оторванные от семьи или вместе с семьями, во временном и неблагоустроенном жилье.

Теперь практикуется «тактика десанта». Бригада монтажников прибывает на место одновременно с блоками. Котлована не нужно, его заменяют сваи. Монтаж объекта из блоков происходит в три-четыре раза быстрее, себестоимость снижается на одну треть, трудоемкость уменьшается раз в пять. Основная работа по сборке делается на заводе, там и постоянный контингент квалифицированных кадров. Значит, при широком применении блочного метода отпадает необходимость расселять на Севере тысячи людей. Рабочие числятся как бы в экспедиции-командировке, их хорошо обеспеченные семьи остаются в тюменских квартирах. Социально-бытовые трудности существенно облегчаются, в результате подскакивают производительность труда и дисциплина. Само собой разумеется, становится легче заниматься учебой, спортом, проводить воспитательные мероприятия.

Казалось бы, выгоды блочного строительства самоочевидны. Однако комсомольцам стоило немалых трудов «пробить идею». Теперь метод себя полностью оправдал, скептики посрамлены. Уже утвержден проект специализированного завода блочных комплектных установок, без которого не справиться с резко возросшим объемом запланированных работ.

Предположим, кустарщина наконец преодолена. Поточное производство налажено. Трест сам проектирует, делает и транспортирует блоки, монтирует объекты и пускает их. Все операции согласованы друг с другом, неувязки редки. Тогда темпы комсомольско-десантного освоения Севера будут зависеть главным образом от возможностей транспорта.

СЮДА БЫ ДИРИЖАБЛЬ. Не дай

бог, если зимой замешкаешься дотащить блок к месту назначения. Так и застрянет на все лето. А если летом не успеешь перевезти многотонный блок на барже по Оби, то жди следующей навигации. Год потерять проще простого. Поэтому надежнее всего воздушные носильщики.

При мне могучие АН-12 доставляли в Нижневартовск, расположенный в тридцати километрах от Само-тлора, блоки для двух кустовых насосных станций (КНС). Блоки плюс авиация — весьма передовое на данный момент сочетание, особенно применительно к сибирским расстояниям. Однако несколько ложек дегтя есть и здесь. Во-первых, дороговато. Во-вторых, не везде около промыслов аэродромы. В -третьих, при больших масштабах блочного строительства не хватит самолетов. В-четвертых, некоторые блоки весят сотни тонн, их не поднимут ни «Антеи», ни грузовые супервертолеты.

— Эх, сюда бы дирижабль, необязательно атомный, пусть даже обычный, — мечтает Юрий Пермикин, главный инженер комсомольско-мо-лодежного монтажного управления № 1.

Тюменские нефтяники неоднократно поминали добрым словом выступления «Техники — молодежи» в защиту дирижаблестроения. Грузоподъемность современных гелиевых баллонов превышает тысячу тонн. Дирижабль способен транспортировать целые буровые, не говоря уж о блочных КНС и НПС. Нигде его не ждут с таким нетерпением, как в Западной Сибири. Он не роскошь, а жизненная необходимость. О путях сообщения на Севере — разговор особый. Несомненно одно — на прокладку дорог тратятся суммы фантастические. Так не разумнее ли пожертвовать километром шоссе и бросить часть освободившихся средств на конструирование и строительство надежного и дешевого воздушного тяжеловоза.

«Летающая баржа» за один рейс даст прибыль в десятки тысяч рублей, поэтому с экономически предопределенной неизбежностью она рано или поздно примет старт. И чем раньше, тем больше пользы принесет, сбережет больше средств, материалов, времени и людского труда.

НЕ ЛОПАТА, А ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА. Тюменский нефтяной фонтан еще не достиг апогея. «Голубого» и «черного золота» обнаружено столько, что разбегаются глаза, однако главные сенсации, по-видимому, еще впереди. Ежегодно в освоение области вкладывается более миллиарда рублей. Люди съезжаются к берегам Оби со всей страны. Естественно, в первых рядах — комсомольцы. Но в наше время важно не количество, а качество. Одного энтузиазма мало. Северу, щедро насыщенному новейшей техникой, нужна дерзко мыслящая голова, а не лишняя лопата.

— У нас иногда представляют студенческий труд в виде этакой физической разрядки после утомительных месяцев учебы. Я думаю, производительнее использовать студентов по их профилю, — считает И. Шаповалов. Он предлагает четкий и разумный, план. Пусть коллектив вуза или студенческое КБ заключает хоздоговор с той или иной тюменской организацией по тематике, гарантирующей взаимный интерес. На Севере все приходится проектировать заново, искать оригинальные подходы. Тем для разработок полно. Взять хотя бы блоки или транспорт. За зиму студенты отшлифуют идеи и чертежи, а летом собственноручно смонтируют и сдадут в эксплуатацию свои проекты. "Тогда это будет настоящий «трудовой семестр», школа профессионализации, хозяйствования, управления.

Юбилей вождя, XVI съезд ВЛКСМ — какими достижениями встречает тюменская комсомолия эти волнующие события? Прежде всего — движением «Сто ударных дней юбилею Ленина». Для тюмен-цев эти сто дней — исключительно напряженные. Если за время, остающееся до распутицы и летней трясины, не успеть забросить на буровые все необходимое, то страна недополучит миллионы тонн нефти. Но не только повсеместным перевыполнением обязательств начался юбилейный год. Бросьте взгляд на карту. За какие-то пять лет, к изумлению всего мира и вопреки прогнозам недругов, западносибирскую низменность пересекли трубопроводы и линии электропередач, в небо взметнулись сотни вышек. Обустройство нефтегазовых промыслов поставлено как бы на конвейер. Комсомол шел в авангарде невиданного наступления. Поэтому бригадир мон-тажников-экспедиционщиков Валерий Мешинин, избранный делегатом на XVI съезд, мог с полным правом заявить:

— Комсомольское знамя должно украситься логарифмической линейкой в знак того, что сегодняшняя молодежь стоит у руля научно-технического прогресса.

15