Техника - молодёжи 1970-07, страница 31

Техника - молодёжи 1970-07, страница 31

Автоматическая станция приближается к незнакомой планете. Мгновение — и опоры шасси касаются поверхности...

Но — внимание! — сейчас речь идет не об освоении Луны или Марса. Описываемые события происходят в другом космосе. В него можно заглянуть лишь через электронный микроскоп (увеличение в 300 ООО раз). Мы находимся в микромире, где-то на границе между мертвой и живой материей. И наш корабль всего-навсего вирус, а необитаемая планета — одноклеточная бактерия.

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ В ПРОСТОРАХ МИКРОМИРА. Внешне вирус напоминает лунный модуль — автономный отсек космического корабля. Мощная голова — кабина — вытянутый многогранник. Снаружи все 30 ее граней покрыты защитным слоем белка. Хвост — своеобразное посадочное устройство. Его площадка с заостренными выступами — плата — надежно закрепляется на теле «планеты». В отверстие платы свободно входит стойка — бур. На стойку надета пружинная рессора, компенсирующая силы инерции. Шесть опор, похожих на комариные ноги, делают корабль весьма устойчивым.

Итак, автоматическая станция «Вирус» стартовала. Каковы же ее размеры? Есть несколько модификаций, различающихся по сложности и цели выполняемой программы. Наиболее простой — корабль типа ФХ-174. Его длина —• 150 ангстрем, или 0,000015 мм. У кабины всего 1 20 граней. Но самый крупный и сложный — «Вирус» Т-4. Собственно, о нем и пойдет речь. Он довольно «громоздок» — в 20 раз крупнее ФХ-174. И все же — представьте себе! — его габариты в 1000 раз меньше толщины вашего волоса. Интересно, что на кабину «Вируса» Т-4 (вернее, на ее содержимое) падает примерно 90% от общего веса.

Поистине космическая скорость у этого корабля — около 16 см в секунду. Если «Вирус» был бы таким, каким мы видим его под микроскопом, то есть в 300 ООО раз больше, он развивал бы 48 км/сек.

Тем не менее своего двигателя у «Вируса» нет. Он питается «жизненной силой», использует вечное «броуновское движение» молекул. Каждая молекула, отдавая часть своей кинетической энергии, становится своеобразной ракетной ступенью. Под ударами многочисленных «шаров» корабль, как порхающий мотылек, прихотливо мчится то в одну, то в другую сторону, выписывает запутанную зигзагообразную кривую. Одновременно аппарат вращается вокруг своего центра тяжести, расположенного примерно в середине кабины. Пока хвост играет роль поисковой системы. Полет идет словно на ощупь. Малейшее соприкосновение с поверхностью за-

KAK ВИРУС АТАКУЕТ БАКТЕРИЮ.

Не будем считать ограниченными средства природы1 С помощью человеческого искусства они могут стать безграничными.

Ж. Ламеттри

данной планеты — и срабатывает система посадки.

КОМАНДУЕТ МИКРОКОМПЬЮТЕР. Заглянем в кабину созданного природой межпланетного корабля. Увы, ничего интересного там нет. Почти всю ее полость занимает нечто похожее на веревочную корабельную бухту или катушку с обмотками.

Однако эта невзрачная на вид катушка — уникальная электронно-вычислительная машина. В ее памяти, на микроленте, сотканной из двух цепей молекул ДНК, записана вся космическая программа.

Плотность информации колоссальна. Она не идет в сравнение ни с какими другими видами записи, известными нам. На кусочке фотопленки форматом 3 X 4 см умещается 51 том Большой Советской Энциклопедии. С помощью лазера на площади величиной с 15-копеечную монету можно записать 2 млн. двоичных знаков. Но в горошину, состоящую из цепочек молекул ДНК, легко «упаковать» генетическую информацию всего населения земного шара! Теперь уменьшите горошину в 300 тысяч раз, и вы получите очень приближенные габариты микрокомпьютера, установленного на космическом корабле «Вирус».

Под электронным микроскопом ученые довольно подробно рассмотрели устройство этой ЭВМ. В частности, советским биофизикам под руководством В. Жданова удалось сделать ценные фотогра

«Прибактерившись», вирус (изображенный в виде кружка) немедленно приступает к выполнению программы. В материале опор есть фермент лизоцима. Этот фермент активируется цинком, который содержится в оболочке бактерии, и разъедает твердую основу «планеты». Одновременно белок посадочного устройства взаимодействует с почвой «планеты». Хвост сокращается почти втрое. Стойка-бур вдавливаетя и выбрасывает нить ДНК. Бактерия, получив губительную программу, производит теперь точные копии «диверсанта». Через 25 мин. сотни новых вирусов покидают останки «альма-матер».

28