Техника - молодёжи 1970-10, страница 21сложных задач промышленности и сельского хозяйства. Брянским радиоклубом представлена серия экспонатов, за которые авторы награждены дипломами 1-й степени и специальными призами выставки. Среди них сигнализатор уровня жидкости И. Мельникова, индикатор влажности зерна Л. Соловьева, прибор для обнаружения металлических предметов М. Филякина, фотоэлектронный счетчик Ю. Дегтярева. Бесспорно, практическую ценность представляют и такие устройства, как электронный счетчик количества яиц, автомат для подачи школьных звонков и др. Один из самых популярных разделов — телевидение. Для радиолюбителей это, пожалуй, самое сложное направление. Совсем не так давно монополия в производстве микротелевизоров принадлежала ведущим японским фирмам, затем их примеру последовали американцы. Использование богатейшего опыта производства микроаппаратуры, высококачественных транзисторных и интегральных схем, мобилизация конструкторских и производственных мощностей позволили японцам создать сверхминиатюрные модели. Тогда мало кто верил в возможность изготовления подобных вещей своими руками. И вот на стендах советской выставки — телевизоры радиолюбителей: «Искра» А. Крючкова (первый приз и диплом 1-й степени), карманный транзисторный ОНИКС-ЮО В. Левина (поощрительный приз и диплом 1-й степени), транзисторный микротелевизор К. Васильева (приз и диплом 1-й степени), «Юбилей» К. Самойликова и цветной телевизор С. Сотникова 1«Вариэнт-70». Члены радиокружка Курского Дворца пионеров А. Плаксин, И. Найденов, Г. Забелин и А. Брухис сконструировали видеофон «Пионер» — телевизионную установку с переговорным устройством (специальный приз и диплом 1-й -степени, фото 2). Нельзя объять необъятное. Даже поверхностный обзор всех экспонатов (а их около 700) превратил бы журнал в подобие энциклопедического справочника. Мы рассказали в основном о творчестве молодежи, о тех, кто со временем станет, видимо, первоклассным специалистом своего дела. Трудно передать в коротком репортаже впечатления о выставке. Это надо увидеть своими глазами, послушать великолепно звучащие стереофонические агрегаты, посмотреть, как переливаются всеми цветами радуги цветомузыкальные установки, ощутить ту совершенно неповторимую атмосферу, которая царит только на радиовыставках.
Рис. Н. Р о ж н о в а Если громкоговоритель второй катушкой, жестко бания диффузора можно ский сигнал и подать на ния с входным сигналом. снабдить вторым магнитом и соединенной с первой, коле-преобразовать в электриче-вход усилителя для сравне- еловек говорит тихо, громкоговоритель — громко. ■ А где гром-ко, там и рвется. И тогда становится совсем тихо. Так тихо, что слышно, как муха пролетит. Правда, обрыв диффузора — не такое уж частое явление. Но если оно возможно, то лишь потому, что из всех частей электроакустического устройства динамик работает на самом высоком энергетическом уровне. А легкая звуковая катушка, колеблющаяся в сильном магнитном' поле, обладает очень маленькой инерцией. Однако с проявлением этих конструктивных особенностей динамика приходится сталкиваться не только при поломке, а, можно сказать, ежеминутно. От них зависит качество звучания. Путь «от звука к звуку» сложен и тернист. Микрофон, многочисленные электрические цепи, записывающая головка, магнитная лента, воспроизводящая головка, усилитель, динамик... Каждое из звеньев этой цепочки вносит свою лепту в дело передачи информации и в процесс ее искажения. Особенно отличается громкоговоритель. Именно ему мы по большей части обязаны появлением хрипов, нарушением четкости речи, «бубнением». В голосах, которыми заставляют изъясняться роботов, легко узнать «машинность» звучания, присущую любому электроакустическому устройству и лишь доведенную до крайности. Причины искажения сигнала в динамических громкоговорителях давно выявлены. Назовем только две из них. Во-первых, подвижная система (катушка, диффузор) имеет собственную резонансную частоту; вблизи нее звук искажается особенно заметно. Во-вторых, непропорциональность между усилием электромагнита и перемещением диафрагмы. Импульсы сигналов следуют один за другим, а попадают они в колебательную систему с малым затуханием. Вместо того чтобы точно воспроизводить любой короткий звук, например удар в большой барабан, диффузор еще долго продолжает колебаться, самовольно внося в партитуру музыкальной пьесы дополнения, каких композитор вовсе не хотел. Способы борьбы с искажениями? Они есть, но это полумеры, ибо они не вносят в конструкцию принципиальных изменений. Да и применяются они далеко не всегда: громоздкие ящики, оснащенные резонаторами и звукопоглотителями, обходятся дорого. 18 |