Техника - молодёжи 1970-10, страница 55

Техника - молодёжи 1970-10, страница 55

Записи в вахтенном журнале «Ев-стафия» почти не разнились с совершенно аналогичными пометками в вахтенном журнале линкора «Императрица Екатерина»:

«б часов 19 минут — На линкоре «Императрица Мария» пробили пожарную тревогу.

б часов 20 минут — На линкоре «Императрица Мария» сильный взрыв в носовой части корабля. Команда начала бросать койки и бросаться в воду...»

Далее последовательность событий в вахтенных журналах «Евста-фия» и «Императрицы Екатерины» совпадала почти полностью. Разницу в минутах легко объяснить взволнованностью и потрясенностью людей, наблюдавших развитие трагедии.

ЧЕРЕЗ ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА ПОСЛЕ УТРЕННЕЙ ПОБУДКИ...

Через четверть часа после утренней побудки матросы, находившиеся рядом с первой носовой башней, обратили внимание на странное шипение, доносившееся из-под палубы.

— Что это? — спросил кто-то.

Ответить ему не успели: из люков и вентиляторов около башни, из ее амбразур стремительно вырвались багровые языки пламени и черно-сизые всполохи дыма.

Оцепенение людей длилось только секунды.

— Пожарная тревога! — закричал фельдфебель, стремительно отдавая команды. — Доложить вахтенному начальнику! Пожарные шланги сюда!

По кораблю пронеслись тревожные сигналы пожарной тревоги. Все пришло в движение. По палубе стремительно раскатывали шланги, и вот уже первые упругие струи воды ударили в подбашенное отделение.

И тут произошло, казалось, непоправимое.

Сильный взрыв в районе носовых крюйт-камер, хранивших двенадцатидюймовые заряды, разметал людей. Упругий столб пламени и дыма метнулся на высоту до трехсот метров. Как фанеру, вырвало стальную палубу за первой башней. Передняя труба, носовая рубка и мачта были снесены гигантским смерчем. Повсюду слышались крики и стоны искалеченных людей. За бортом «Марии» барахтались в воде выброшенные за борт ударной волной оглушенные и раненые матросы. К «Марии» спешили портовые баркасы. В грохоте рушащихся надстроек метались люди, полуослепшие от бьющего в глаза огня, полузадохшиеся от едкого порохового дыма.

ЗАВЕТАМ ЛЕНИНА ВЕРНЫ

ВЕСТИ ИЗ ПЕРВИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КОМСОМОЛА

МОСКОВСКАЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФАБРИКА ТЕХНИЧЕСКИХ БУМАГ „СОЮЗ"

— Ваша фабрика в своем роде единственная в стране. Расскажите о самых интересных трудовых подарках XXIV съезду КПСС.

В. ИЗМАШКИН, секретарь комсомольской организации, инженер-конструктор: Различным областям науки и техники нужна дефицитная вибрографная бумага со специальным покрытием. Комсомольцы и все сотрудники нашего отдела во главе с коммунистом В. Зыковым сконструировали и изготовили уникальную машину, выпускающую покрытие для виб-рографной бумаги. Несмотря на серьезные технические трудности, коллектив успешно справился с заданием. Это первое. Второе — рецептура и технология производства термокопировальной бумаги, разработанная коллективом нашей фабрики также впервые в стране. Уже выпущена опытная партия термокопировальной бумаги — два миллиона листов...

МИНСКИЙ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ

ЗАВОД

Молодежь Минского автозавода вместе с ветеранами предприятия решила выполнить пятилетку к 22 октября 1970 года. С конвейеров сойдут сотни сверхплановых грузовых автомобилей и прицепов. Особую роль в современном транспорте играют большегрузные автопоезда. Для «Совавто» — транспортного предприятия, специализирующегося на международной доставке грузов, — создается на минском заводе тягач с автопоездом грузоподъемностью 20 т. Труженикам полей для перевозки зерна необходим самосвальный автопоезд МАЗ-504Г-5232В грузоподъемностью 16 т. Комсомольцы завода тщательно выявляют резервы производства, борются за технический прогресс и режим экономии. Уже собрано более 450 т металлолома, внедрено несколько новых механизмов, создан специальный цех механизации производства.

— Затопить погреба второй, третьей и четвертой башен!

— Принять шланги с баркасов!

Доклады были малоутешительными:

— Освещение потухло. Электропроводка перебита!

— Вспомогательные механизмы не действуют. Паровая магистраль перебита!

— Пожарные насосы не действуют!

Горящие длинные ленты артиллерийского пороха бенгальскими огнями рассыпались по палубе, вызывая то здесь, то там новые очаги пожара. Люди стремительно бросались к месту опасности. В дело шло все — одеяла, бушлаты, вода... А тут еще ветер гнал пламя прямо на не тронутые взрывом надстройки и башни.

— Завести буксир на портовый пароход! — скомандовал старший помощник. — Повернуть корабль лагом к ветру1

К семи часам утра всем показалось, что главная опасность миновала: пожар начал стихать. «Мария» не кренилась, не имела дифферента на нос. Появилась надежда спасти корабль.

Семь часов две минуты. Новый, еще более страшный взрыв сотряс «Марию». Линкор круто повалился на правый борт, и нос его стал уходить под воду. Вот уже скрылись носовые пушечные порта. Дрогнула

задняя мачта, описывая в небе по-лукруг, и, перевернувшись вверх килем, «Мария» легла на дно.

Инженера-механика, мичмана, двух кондукторов, 213 матросов убитыми потерял русский флот в этот роковой день. 85 тяжело раненных и обожженных моряков надолго, если не навсегда, покинули строй. Остальных членов команды «Императрицы Марии» удалось спасти.

„КТО МОГ ПРОНИКНУТЬ В КРЮЙТ-КАМЕРУ?"

В тот же день высочайшим повелением его императорского величества была назначена комиссия для расследования причин гибели «Императрицы Марии». Комиссию возглавил член Адмиралтейского совета адмирал Н. М. Яковлев. В нее вошел также и начальник Главного военно-метеорологического управления академик Алексей Николаевич Крылов. Именно ему обязана отечественная история блистательным трудом «Некоторые случаи аварии и гибели судов» — настольной книгой любого моряка.

Перед комиссией один за другим проходили свидетели и очевидцы. Все, кто хоть в какой-то мере мог прояснить случившееся.

Вопросы, задаваемые комиссией, часто повторялись. Но лишь потому,

52