Техника - молодёжи 1971-02, страница 18

Техника - молодёжи 1971-02, страница 18

I

части грандиозной картины-мозаики, занимающей площадь всего экрана.

«Оргорама» не кинематограф. Здесь вы можете увидеть мгновенно разворачивающиеся перед глазами диаграммы. Экран может превратиться в стенную газету высотой с 6-этажную стену Оь может стать полиэкраном со многими движущимися и статическими изображениями. И наконец, он может превратить-

«Силуэтотрон» — дело перспективное. С его помощью можно беспредельно увеличивать размер телевизионного экрана.

1 — телепередатчик, 2 — видеомагнитофон, 3 — контрольный телевизор, 4 — усилитель видеочастоты, 5 — сопротивление, б — память, 7 — пороговое устройство, 8 — синхронизирующий сигнал, 9 — тактовые импульсы, 10 — сопротивление, 11 — вентиль тактовых импульсов, 12 — мозаичный экран, 13 — выключатели, 14 — источник света.

ся в единую колоссальную цветную картину, неподвижную или динамическую.

Для управления столь необычной установкой инженерам пришлось создать сложнейший электронный пульт. Ведь каждая из 120 ячеек «Оргорамы» — это самостоятельный экран для передачи информации любым методом.

Сидя перед экраном-стеною, способной непрерывно озадачивать

зрителя игрою света и звука, воспринимая серьезное рядом с веселым, документальное с вымыслом, вы невольно задумываетесь: а не попали ли вы в мир новых возможностей нового искусства?

Но, пожалуй, наиболее перспективным младенцем электронного за-зеркалья представляется мне своеобразная установка под названием «Силуэтотрон».

Перед вами небольшая эстрадная площадка. Она ярко освещена. У вас за спиною несколько электронных аппаратов.

А перед глазами в далекой полутьме — гигантский экран, состоящий из сотен и сотен аккуратных треугольников. Эта геометрическая мозаика становится зеркалом вашего изображения. Она передает вашу походку, жестикуляцию, любое движение вашего тела, увеличивая его пятикратно.

«Силуэтотрон» — зарождение широкоэкранного телевидения. Специальная телекамера ловит ваше изображение и передает его сигналы на мозаичный экран. Ваше изображение как бы дробится на десятки элементов, каждый из которых вновь рождается, но уже значительно увеличенным, на стеклянных треугольниках общего колоссального экрана.

— Здесь можно иметь два типа проекции, — вновь рассказывает японский писатель Комацу. — В том случае, когда треугольные элементы мозаики освещаются электрическим светом, вы получите силуэты. Если же на мозаику экрана дать не обычный, а люминесцентный подсвет, экран превращается в колоссальную мозаичную телевизионную трубку, границам которой практически нет предела. Все зависит от количества элементов мозаики.

Две бойкие девицы лихо отплясывают под бодрую музыку на сцене «Силуэтотрона». Их разбросанные фигурки, словно угловатые тени отца Гамлета, замахиваются на нас со стены.

— Алиса! — говорит одна из девушек, обращаясь к подруге, — а ведь это чудо — стать на экране такой большой и сильной...

«Действительно, чудо», — внутренне соглашаюсь я, еще более удивляясь тому, что одну из девушек по какому-то невероятному стечению обстоятельств зовут Алисой. Алисой, попавшей в Страну Чудес.

«Милые девушки, — хочется сказать мне, — вы столкнулись с величием и силой электроники, которая завлекла нас в свое таинственное зазеркалье, чтобы еще раз красиво обмануть наши ощущения».

16