Техника - молодёжи 1971-03, страница 26

Техника - молодёжи 1971-03, страница 26

плаи угольного коипленсд у ^

1. УСТЬЯ NfM 1гнных стволов (мйЛнм доВытыи уголь). ^ ^^ jpr

2. Надшахтное здание (р^нем раэмш^КГы поЯСем-сь машины и автоматика ш^*виенир> шахтой). g jr J^^

J. Здание углеподл зховни (тут iTOHCXuJrf частично» обогащение угля — размол L газделением н отбраковкой породы).

4. Аккумулирующие бункера (yW двухсуточный запас равен 40 тыс. т угпМ.

5. Погрузочные воронни. Ж

6. Недельная. Jf-

7. Милой дом. ^Г

8 ялентроподстанци^

в.'Диспетчерская.

стержней с хитроумным цанговым захватом. А затем «атака» повторяется снова.

Все увиденное мною относится к способу классической сухой проходки. А ведь строительство шахты и особенно ее последующую промышленную эксплуатацию предполагалось осуществлять совсем иным — гидравлическим методом. Вот здесь по низу (как говорят шахтеры — по подошве) пройденного бремсберга проложили бы лоток. По нему помчался бы поток пульпы вниз к околоствольному двору, к мощной насосной установке. А тугая звенящая струя гидромонитора выламывала бы все новые и новые куски угля. Да, задумано было прекрасно: вода — отбойное орудие и в то же время транспортирующее средство. Надо сказать, что прикидки проектировщиков были вполне реальны. В Донецком бассейне, да и в том же Кузбассе, уже не первый год проводились успешные опыты по гидродобыче угля, и казалось, всего одно последнее усилие — и расчеты воплотятся. Жизнь, к сожалению, распорядилась по-ииому. То, что к началу строительства, в 1961 году, мнилось очевидным, не получило своего развития в последующие годы, когда потребовалось оборудование со строго определенными характеристиками. Короче говоря, промышленность еще не освоила к тому времени нужных гидромониторов и углесосов, которые перекачивали бы пульпу. Преподнесла неприятный сюрприз и геология. Угольные пласты оказались разорванными и сдвинутыми коварными и пока малоизученными тектоническими силами. Пришлось отказаться от принятой было технологии и срочно перестраиваться на апробированный сухой способ добычи. Разумеется, столь крутой поворот не остался бесследным. И вот... Впрочем, лучше областной молодежной газеты «Комсомолец Кузбасса» ие скажешь: «Памятниками этого сражения (между сторонниками гидравлического и сухого способов добычи. — J1. Р.) являются окопо 7000 метров брошенных негодных выработок, остовы ненужных зданий, запущенные фундаменты».

3. «Можно ли представить горное предприятие вообще без шахтеров! Да!» Н. Мельников, академик

Уже вернувшись в Москву, я случайно встретился в Горном институте с проектировщиками «Сибгипрошах-та». Между руководителем группы горного отдела «Сибгипрошахта» Иваном Александровичем Косачевым и доцентом кафедры транспорта МГИ Вадимом Николаевичем Григорьевым шел спор на узкоспециальную тему, малопонятную журналисту. Изредка вмешивался в обсуждение третий участник — бывший главный инженер проекта «Распадской-1» Владимир Дмитриевич Демидов. Встревал в разговор и я: «Какой же способ все-таки лучше — сухой или гидравлический?» Оказалось, что для однозначного ответа требуется решение задачи со многими неизвестными. Тут имеют значение и мощность пласта, и его твердость, и глубина залегания, и многое, многое другое. Вообще-то говоря, сейчас ученые склоняются к золотой середине — комбинированной проходке, отбойку производить обычными комбайнами, а транспортировку водой.

Хотя восторжествовавший на «Распадской-1» сухой способ добычи еще очень далек от совершенства, тем не менее он, этот способ, тоже сулит немалые экономические выгоды. Если в среднем по стране добыча угля на одного подземного рабочего в месяц составляет немногим более 42 т, то иа «Распадской-1» запланировано свыше 200. (На вновь проектируемых шахтах эта цифра уже достигла 400 т1) Рекордно низкой окажется и себестоимость. Это крайне важное обстоятельство, о котором не забып упомянуть в одной из своих статей академик Н. Мельников: «...п стоимости электроэнергии, например, минеральное топливо составляет 65%, в одной тонне тяжелых металлов от 40 до 70% затрат приходится на горное сырье».

С какими только неожиданностями не приходится встречаться проектировщику. Ну, хотя бы такой пример. «Распадская-1» — шахта сплошной механизации.

22