Техника - молодёжи 1971-04, страница 12

Техника - молодёжи 1971-04, страница 12

Расширить работу по геологическому изучению земных недр и разведке минерально-сырьевых ресурсов прежде всего в районах действующих горных предприятий, а также в районах, наиболее экономически выгодных для промышленного их освоения. Из Директив XXIV еъе>да КПСС

Репортаж с пер

края

СТЕПНЫЕ САМОЦВЕТЫ

Д. ГЛУШЕНОК

Когда ранней весной таял снег, Днепр разливался широко, и в необозримой лазурной дали исчезали его берега. Заполнялись водой поймы и лиманы, соединялись озера. А села напоминали сторожевые посты или небольшие крепости. Однако Днепр знал меру: погодя отходил в привычное русло. В озерах оставалось много рыбы, и сельские рыбаки готовили сети, надежно конопатили и смолили лодки.

А степь дремала, согретая солнцем. Она хранила свою тайну, свои сокровища, припрятанные под землей.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПЛАСТ

Поздней осенью возле соснового лесочка вырос палаточный городок. Низко нависали снеговые тучи. Строителям во главе с коммунистом Федором Игнатьевичем Батушкиным предстояла нелегкая зимовка. В фуфайках и бушлатах, солдатских шапках и кирзовых сапогах выходили хлопцы на стройплощадки. Лопаты с трудом вгрызались в промерзшую почву. Зато бульдозеры уверенно ровняли землю, их рокот катился звонко и далеко, предвещая степи новую жизнь. Рождался город Комсомольск-на-Днепре. Начиналась биография ударной стройки — Днепровского горно-обогатительного комбината.

...Геологи назвали потрясающую цифру — 15 млрд. т. Столько железной руды обнаружено вдоль Днепра на территории Украины. А ведь разведка залежей продолжается! Средняя толщина этого «железного пояса», тянущегося на большое расстояние, достигает 110 м. И что особенно важно: воспользоваться этим сокровищем сравнительно нетрудно — РУДУ можно добывать открытым способом.

В год XXIII съезда партии лег бетон под фундамент дробильно-обогатительной фабрики. Тогда

же мощные экскаваторы вышли на стартовый рубеж Верхне-Плавинского месторождения. Слой за слоем снималась пустая порода (десятки тысяч кубометров). И вот наконец стальные зубья ковшей заскрежетали о черную твердь. Машинисты экскаваторов, водители самосвалов взвешивали на ладонях темные осколки, на треть состоящие из железа, рассматривали их.

В карьере загремели взрывы. Руда дробилась, экскаваторы грузили ее в БелАЗы, те спешили к железной дороге. Эшелоны с рудой отправлялись на Южный горно-обогатительный комбинат в Кривой Рог.

Среди незабываемых дат в жизни строителей — 27 февраля 1970 года, когда на собственной дробильно-обогатительной фабрике получили первый концентрат. Количество железа в нем — 64%. Через месяц коллектив сдал в эксплуатацию первую очередь Днепровского горно-обогатительного комбината.

ПЕРВЫЙ КОМСОРГ

Над степью залегла ночь. Погрузились во тьму горы вывезенной земли. Вокруг в разных направлениях кружатся светлые пятнышки. Это водители притушили фары машин, снующих возле карьера. Издали не слышно ни бряцания экскаваторных ковшей, ни шороха шин по бетонированной дороге. Но стоит остановиться на краю рудника, чтобы увидеть, какому суровому ритму подчинена работа в ночную смену.

Внизу — россыпи огней. Туда один за другим спешат самосвалы. В их кузова экскаваторы беспрерывно переносят тяжелые глыбы руды. Считанные минуты идет погрузка. Четкое беспрерывное движение. Никаких простоев, вынужденных задержек. На короткой железнодорожной ветке — от

9