Техника - молодёжи 1971-08, страница 41

Техника - молодёжи 1971-08, страница 41

Дешифровка тайнописи часто оказывала влияние на ход истории. Во времена первой мировой войны англичане разгадали немецкий дипломатический шифр и прочли знаменитую телеграмму Циммермана, в которой Германия обещала отдать Мексике — в случае, если последняя вступит в войну на ее стороне, — три американских штата. Большинство историков согласны, что именно перехват этой шифровки подтолкнул Америку к объявлению войны Германии. А на Восточном фронте немцы то и дело успешно разгадывали русские шифры, что ускоряло разгром царской армии.

Секретные сообщения, которые, хотя и были перехвачены, так и не поддались расшифровке, тоже оказывали большое влияние на ход событий. В 1940—1941 годах Рихард Зорге передал сотни радиодепеш, зашифрованных пятизначными цифрами. Японцы перехватили их, но не смогли прочесть. Эти сообщения оповестили русских, что Япония не собирается нападать на СССР, но планирует наступление на юг. Полученная информация позволила русскому командованию снять дивизии с Дальнего Востока и использовать их для обороны Москвы.

Рис. 1. Криптографическая машина Бориса Хагелина, изобретенная в 1934 году. Она проще роторной и почти так же надежна. Ключ устанавливается с помощью шести шестеренок и барабана. Шифровальный алфавит «привязан» к тому или иному набору позиций механизма.

СЕКРЕТЫ ШИФРОВАЛЬНОГО ДЕЛА:

ЯВНОЕ СТАНОВИТСЯ ТАЙНЫМ

Д. КАН (США)

Тайнопись практиковалась еще на заре цивилизации. Когда греки, жившие в Персии, услыхали, что царь Дарий хочет вторгнуться на Пелопоннесский полуостров, они выцарапали на деревянной доске тревожную весть, а сверху наложили гладкий слой воска. Получилась восковая пластина, на ней написали безобидный текст и послали в Спарту. Горгия, жена спартанского царя Леонида, догадалась, что блестящая восковая исписанная поверхность скрывает нечто важное. Она соскоблила воск и обнаружила послание, которое предупредило греков о готовящемся нападении Дария и помогло отразить его.

Подобная техника, стремящаяся скрыть само существование секретного сообщения, называется стеганографией. Из других разновидностей стеганографии отметим симпатические (невидимые) чернила, радиоустройства, спрессовывающие длинное сообщение в один короткий радиосигнал, жаргонные шифры, в которых невинные слова обладают тайным смыслом, и системы записи, при которых лишь определенные буквы или слова сообщения что-то означают, тогда как остальные служат только начинкой, превращающей весь текст в безобидную болтовню.

Стеганография отличается от криптографии тем, что пытается скрыть существование секретного сообщения. Криптография имеет целью сделать сообщение совершенно непонятным для посторонних. Для этого исходный текст подвергается различным преобразованиям перед тем, как в виде шифровки он будет передан по назначению.

В криптографии исходный текст преобразуется двумя основными способами: или перестановкой, или подстановкой. При перестановке буквы исход

ного текста перемешиваются или меняются местами. Например, слово «секрет» можно преобразовать в «еткрсе». При подстановке буквы исходного сообщения заменяются другими буквами, числами или произвольными символами. То же слово «секрет» записывается как «тфдсфу» или 19 5 31 8 5 20. Оба способа — перестановку и подстановку — можно применять одновременно, сочетать друг с другом.

Системы подстановки, которые намного разнообразнее и значительно шире используются, чем системы перестановки, основаны на концепции шифровального алфавита. Такой алфавит представляет таблицу для перевода букв в секретные эквиваленты.

Как хорошо известно, элементарную систему подстановки нетрудно расшифровать, если только сообщение состоит хотя бы из десятка слов. Различные буквы в каждом сообщении, записанном на том или ином языке, встречаются с весьма постоянной частотой. В любом достаточно большом отрывке английского текста приблизительно одна из восьми букв будет «е» — самая часто встречающаяся в английском языке, одна из одиннадцати букв будет «t», стоящая по частоте появления в текстах на втором месте, и так далее. В результате шифровальщик может опознать буквы исходного текста по их «заместителям» в тексте зашифрованном. Он, естественно, предполагает, что чаще всего встречающаяся буква в зашифрованном тексте — это, вероятно, «е», а вторая по частоте появления буква «t» и так далее. Феномен постоянной частотности справедлив также для диграфов, или комбинаций двух букв; в английском языке самый частый диграф —

36