Техника - молодёжи 1971-10, страница 36

Техника - молодёжи 1971-10, страница 36

JCfiuHMMau

xo3SLe£f HenftUfH,!

НАЗАД К ПЛАНКТОНУ?

Д. ЕЗЕКИЕВ Болгария

Одинокая лодка среди бескрайних просторов моря Во время этой экспедиции болгарский исследователь Дончо Папазов питался только планктоном.

Разумеется, все началось с безумной жажды приключений. Да и как же иначе, когда рядом с тобой море. Паруса, гавани, канаты... Все это очень знакомо и не так уж необычно. Необычно другое. Не каждый мальчик, став взрослым, превращает цель своих мечтаний в средство достижения иных, «взрослых» целей.

У капитана Дончо Папазова уже давно была маленькая лодка. На болгарском побережье найдется, быть может, тысяча таких лодок. Владельцы — рыбаки, люди, которые с морем на «ты». Они редко уходят от берега дальше чем на 5—6 миль. Но иногда западный ветер увлекал их далеко за черту горизонта. О катастрофах давно не было речи, но исключать их нельзя.

Тем, чьи маленькие суденышки бороздят прибрежную полосу моря, трудно было поверить, что кто-нибудь может отправиться в плавание, оставив рыболовные снасти на берегу. Но три года назад трое — моряк, врач и журналист — сели в рыбачью лодку без двигателя и за 10 дней прошли около 300 миль. Предварительно они лишили себя провизии и папирос Погода была бурная, и они прибыли в Варну изголодавшиеся, но довольные своим успехом. Они могли сообщить любителям рыбной ловли, что даже потерпевший крушение доберется до берега, если у него найдется достаточно смелости и самообладания.

Все трое питались дарами моря. Говоря проще, сырой скумб

рией. Но море могло предложить им и другую, еще не испробован ную человеком пищу: планктон.

Так начала созревать идея капитана Папазова. Ему 31 год, и он работает руководителем отдела организации производства в Софийском институте металлорежущих станков. Экономист по профессии, он занят одной из интересных проблем своей науки. Но можно ли узнать себя, отдавшись лишь чему-нибудь одному?

Эту запись в экспедиционном журнале сделал экономист Дончо Папазов:

«Впервые в своей жизни я остался без денег. У меня нет с собой ни одной монеты. Впервые в жизни мне не нужно покупать, платить. Между мною, морем и планктоном нет никаких платежных единиц. Я попал в мир, где деньги ничего не значат».

Но не будем забегать вперед.

Сама идея использовать планктон не новость. Давно известно, что он питателен, его очень любят киты. В результате опытов на себе самом Дончо Папазов пришел к выводу: легче всего усваивается зоопланктон. И тогда пришло желание проверить вкусовые и пищевые свойства зоопланктона. Подобные эксперименты не ставились, но в них может быть свой смысл.

Когда Папазов впервые отведал порцию необычной морской пищи, у него за плечами уже были успешно сданные экзамены на звание капитана-судоводителя. Сеть он взял взаймы в Океанографическом институте и через

несколько дней признавался, что никогда в жизни не пробовал такой бурды. Но даже телячье филе будет невкусным, если его есть сырым. Это успокаивает, но планктон от этого не становится вкуснее.

Перед специалистами Института питания Болгарской Академии наук смелый капитан поставил задачу с несколькими «серьезными неизвестными». Папазов предлагал не «просто голодание» и не «только питание планктоном», но сочетание голода с планктоном, не проверенное до сих пор.

Случилось так, что я был единственным свидетелем, когда старший научный сотрудник Института питания доктор Петар Пенчев заканчивал трехчасовой осмотр своего пациента. Ученый был доволен капитаном Папазовым: чудесная кровь, крепкие мускулы, здоровая психика и... несколько добавочных килограммов, чтобы у него был запас для похудения.

Капитана Папазова провожали в море преданные друзья, которые не могли пожелать ему ничего, кроме удачи и «вкусного планктона». Ящик с резервной провизией опечатали, и эксперимент начался. Это было в прошлом году, в один из последних дней августа. В один из тех облачных дней, когда северный ветер затаивается где-то далеко за горизонтом, чтобы через сутки-другие выскочить на берег как дикий зверь. Во имя экспери мента нужно было испытать хотя бы одну бурю. Но уже в самом начале плавания коварная волна смыла за борт якорь и запутала

34