Техника - молодёжи 1971-11, страница 66

Техника - молодёжи 1971-11, страница 66

■Э еактивный снаряд прочертил не-■ бо. Его трудно рассмотреть в деталях, но мы живо воспринимаем огненную трассу, прочерченную пламенем реактивного двигателя. Эта трасса — совокупность множества отдельных изображений факела газов, выходящих из сопла. В единой картине нашего впечатления сливается множество зрительных образов, быстро следующих друг за другом. Огненная трасса — это как бы развертка факела во времени. К трем измерениям окружающего нас пространства добавляется, таким образом, четвертое — время. И, наблюдая полет реактивного снаряда, мы видим процесс не в трех, а в четырех измерениях.

Это рассуждение можно положить в основу нового направления в научно-фантастической живописи, которая, как и все виды изобразительного искусства, ставит перед собой задачу — научить людей более широко и многообразно воспринимать окружающий нас мир. Попробуйте сосредоточить свое внимание на отдельных буквах текста заметки, которую вы сейчас читаете. Если рассматривать детально какую-либо отдельную букву, то окажется, что одновременно невозможно четко видеть даже соседние буквы, не говоря уже о тех, которые удалены на расстояние нескольких строчек. Значит, в каждый данный момент наше зрение может воспринять толь

ко очень малую часть всего того, что мы охватываем зрением. Однако это не мешает возникновению в нашем сознании единой общей картины всего находящегося перед нами. Очевидно, что такая зрительная картина не воспринимается целиком нашими глазами, а строится в зрительных центрах мозга из отдельных кусочков видимых нами образов, причем мы заранее должны знать те образы, которые формируются в сознании. Если такого предварительного знания нет, то требуется некоторое усилие мозга, чтобы истолковать так или иначе зрительный образ. Выходит, наглядное зрительное восприятие окружающих нас образов возникает не автоматически, не самопроизвольно, а требует организующей роли нашего сознания, требует тренировки.

Обычно такая тренировка заканчивается в первые годы жизни человека, и потом он живет, почти не расширяя своих возможностей восприятия пространства. А нужду в таком расширении породил невиданный ранее прогресс науки, техники и спорта. Думается, назрел вопрос о развитии способностей человека видеть окружающий мир многообразнее, содержательнее и глубже, чем это было в прошлые времена.

Начнем с простого: с изображения на рисунке проекции простейшего четырехмерного объекта — куба, сделанного из стержней. Для этого на каждом ребре трехмерного куба надо построить квадрат так, чтобы из каждой вершины выходили ребра не по трем, а по четырем направлениям. Причем все ребра должны распасться на четыре группы взаимопараллельных отрезков. Для наглядности такого изображения можно выделить более близкие к зрителю вершины и ребра ярким цветом. На пересечениях ребер показать, какое из них ближе, какое дальше. Можно выделить некоторые грани, как бы натянув между ними полупрозрачную пленку. Невозможно перечислить все изобразительные средства, помогающие нашему глазу видеть яркую и убедительную картину.

На цветном рисунке изображена проекция на поверхность бумаги четырехмерного стержневого куба, смещающегося из одного положения (красные и оранжевые шарики) в другое (зеленые и голубые шарики).

Новое направление в научно-фантастической живописи может обогатить науку и технику новыми средствами — скажем, методом изображения последовательности технологической обработки деталей или строительства сложных объектов с помощью четырехмерных чертежей. Или способами построения четырехмерных схем химических реакций и превращения элементарных частиц.

62