Техника - молодёжи 1972-01, страница 36ВАМ, ВЫБИРАЮЩИЕ РОЖДЕНИЕ ШТАМПОВКИ Кузнецы издавна славились своим искусством. Правда, ни одни, даже самый искусный нз них, ие мог изготовить две совершенно идентичные детали. Ковка недаром называется свободной. Любая вещь, изготовленная мастером, будь то амбарный замок, часы нли пистолет, — сама по себе уникальна. Каждая деталь подгонялась к остальным и ни к какому другому (аналогичному) механизму ие подходила. Кроме того, стоила такая продукция довольно дорого. А технический прогресс требовал массового выпуска дешевых изделий с взаимозаменяемыми деталями. Изделия стали ковать в специальных формах—штампах. Одна часть закреплялась на наковальне, другая — иа ползуне нли бабе. Так родилась штамповка, одни из «китов» современной промышленности. В России новый способ обработки металлов ввел тульский оружейник Василий Пастухов (конец XVII в.). Одним из первых в мнре ои начал штамповать части ружейных замков. Решающее значение для развития штамповки (да и всего кузнечного дела) имел паровой молот, изобретенный в 1839 году английским инженером Нейсмнтом. Это был на редкость технологически удобный агрегат. Боек скользил по направляющим станины, и силу удара было леско регулировать. Новая машина позволила усовершенствовать процессы ковки и штамповки, дала возможность производить такие операции, которые прежде были немыслимы. НЕ УДАР, А НАЖИМ И все же молотом ие отштампуешь сколько-нибудь крупную деталь — ее просто не «проймешь» ударом. Тут «наскоком» ничего не сделаешь. Металл нужно равномерно давить, постепенно наращивая усилие, — иными словами, прессовать. Вообще-то говоря, пресс появился еще до нашей эры. Он был винтовым и приводился в движение волами. Древние римляие давили иа нем виноград. В 1793 году французы модернизировали пресс — сделали его Хвостовой молот с отбойником и приводом от водяного колеса (XVI в.). гидравлическим. Парадокс истории техники: несмотря иа очевидную пригодность пресса для металлообработки, ои до 1861 года применялся лишь для пакетирования сена, отжимания белья и тому подобных операций. Первый же гидравлический пресс (усилие относительно небольшое — 1600 т), установленный иа заводе Крезо (Франция), показал, что штамповочное производство наконец-то обрело настоящего «работника». Спокойное, плавное нажатие уплотняет металл по всему объему, обеспечивает большее заполнение штампа и лучшие свойства детали, нежели удар. Кроме того, новая машина работает бесшумно, без сотрясений и имеет высокий к.п.д. Эти два изобретения — паровой молот и гидравлический пресс — стали родоначальниками целой серии агрегатов, различных по конструкции, скорости обработки, мощности, назначению и даже по направлению удара: в цехах работают и горизонтальные и вертикальные ковочные машины. Появилась возможность изготовлять изделия, которые другими способами создать очень трудно или даже невозможно. ПРЕССЫ НАБИРАЮТ СИЛУ В 1943 году, терпя поражение иа Восточном фронте, Гитлер отдал приказ форсировать работы по созда- ____ГОДЫ N32 №40 1945 1950 1955 i960 19651967 Развитие производства кузнечно-прессо-вык машин в СССР. нню невиданного по тем временам гидропресса усилием в 30 тыс. т. В обстановке строжайшей секретности эта машина, которую бесноватый фюрер назвал «национальной гордостью Германии», была создана. Она предназначалась для штамповки крупных деталей самолетов, танков, подводных лодок- Ни у кого в мире ие было такого пресса, но и ои ие спас фашистов, как ие спасло их никакое другое «секретное оружие». После войны в ряде стран появились прессы усилием в 20—35 тыс. т. Как ни парадоксально, человек стал ковать металл, еще не добыв ни одного его грамма. Секрет прост— этим металлом были либо самородная медь, либо метеоритное железо. С тех пор (а прошло около 8 тыс. лет) ковка верно служит людям на долгом пути развития цивилизации. Кузнечное искусство претерпело огромную эволюцию: от примитивных кувалд и наковален до уникальных сверхмощных гидравлических прессов, от свободной ковки, при которой каждое изделие уникально, до объемной штамповки, позволяющей получать серийные детали, по качеству не уступающие обработанным на металлорежущих станках. Директивами XXIV съезда КПСС КУЗНЕЧ МАСТЕРА. ВАЛЕНТИНОВ, инженер-металлург а в США даже 50 тыс. т. Когда у нас задумали строить гигантский самолет «Антей», ВНИИМЕТМАШ и Ново-Краматорский машиностроительный завод создали уникальный пресс, развивающий усилие в 75 тыс. т. На нем изготовляют многометровые детали для исполина. И эти детали на Парижской авиационной выставке вызвали у специалистов восхищение ничуть ие меньшее, чем сам «Антей». Однако сейчас такой суперпресс, величиной с двеиа-дцатиэтажиый дом, становится мал. Алюминий, много лет безраздельно господствовавший в авиации, уступает место титану, специальным сталям и другим материалам, прочность которых весьма велика. Чтобы отштамповать из них деталь, требуются в 5—6 раз большие усилия. И на очереди уже стоят прессы поистине сказочной мощности. В США, например, проектируется сверхсуперпресс усилием в 200 тыс. т.| НИ ГРАММА В СТРУЖКУ Если с развитием станочного парка кузнечное дело стало играть подсобную роль, то иыие оио снова выдвигается на первое место. Причин тому 34 |