Техника - молодёжи 1972-04, страница 14

Техника - молодёжи 1972-04, страница 14

ПЕРВОПУБЛИКАЦИЯ! научный доклад С. П. КОРОЛЕВА

Под Москвой, в районе станции Наха-бнио, что по Рижской железной дороге, в живописном лесу стоит обелиск. На камне высечены слова: «На этом месте в 1933 году были запущены первые советские ракеты «09» и «ГИРД-Х». И далее крупно: «КОРОЛЕВ С. П., ЦАНДЕР 4>. А., ТИХОНРАВОВ М. К.».

Обелиск напоминает об одном из первых этапов советского ракетостроения. Именно в 1933 году на базе Газодинамической лаборатории (Ленинград) и Группы по изучению реактивного движения (Москва) был создай Реактивный научно-исследовательский институт. Его сотрудником стал Сергей Павлович Королев, будущий академик и глава советских ракетчиков.

В апреле 1934 года Академия ьаук СССР созвала Всесоюзную конференцию по изучению стратосферы. С. Королев выступил на конференции с докладом, который на многие годы вперед очертил программу работы над крылатыми ракетами. Этот доклад, публикуемый с небольшими сокращениями, мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Полный текст войдет в двухтомник трудов основоположников советской ракетной техники. Книгу готовит к изданию Институт истории естествознания и техники АН СССР.

Реактивные летательные аппараты, о которых я имею честь докладывать, зачастую пользуются незаслуженной репутацией. Иногда возможности полета человека в ракете (или самолете с реактивным двигателем) обсуждают в необычайно оптимистических тонах С легкостью говорят о громад ных высотах и фантастических скоростях. Даже специальная техническая литература пестрит сенсационными сообщениями вроде «Из Москвы в Ленинград за три с половиной минуты» и т. п.

Когда трудно или даже невозможно применить авиационные моторы для высотных полетов, взоры многих с излишней легкостью обращаются к ракете. Пусть не истолкуют этих моих слов так, будто я противник ракет — отнюдь нет! Я глубоко уверен, что будущее именно за реактивными летательными аппаратами. Но в наших представлениях о них должна быть необходимая ясность.

Чем приуготовлена благодатная почва для широкого применения реактивных аппаратов при полетах в разреженных слоях стратосферы? С увеличением высоты мощность авиационного мотора падает, ибо значительно уменьшается плотность засасываемого им воздуха. Реактивный двигатель, как известно, содержит в самом себе, а не в окружающей среде, необходимую движущую силу. Поэтому он наиболее приспособлен для стратосферных полетов. Особо подчеркиваю — именно полетов, а не подъемов, то есть перемещений по какому-либо маршруту для покрытия заданного расстояния. Ныне это слабые места в нашей работе, и обсуждение их покажет не фантастические, а реальные задачи сегодняшнего дня, стоящие на разрешении.

Применив простейшую классификацию, получим три группы летательных аппаратов. В машинах первой группы применяют реактивные двигатели на твердом топливе, второй — на жидком горючем, для третьей характерны так называемые воздушные реактивные двигатели (необходимый для их работы кислород поступает из окружающего воздуха).

Двигатели на твердом топливе имеют значение как источник большой мгновенной силы. Областью их применения может быть облегчение взлета аппарата, или, другими словами, реактивный разгон его.

Переходим к разбору второй группы аппаратов.

Процесс работы жидкотоплив-ных конструкций уже не похож на кратковременный реактивный

1934 год:

выстрел, он может продолжаться заданное время. По ходу дела возможно умышленное изменение режима то есть управление двигателем. В качестве компонентов окислителей и топлив берут жидкий кислород или содержащие его вещества — бензин, спирт и т. п

Рассмотрим весовые характеристики реактивных аппаратов, снабженных двигателями на жидком топливе.

Первое — экипаж. Здесь речь может идти об одном, двух или даже трех пилотах. Во всяком случае, вес экипажа — величина определенная и для нас достаточно ясная.

Второе — жизненный запас. Сюда войдут все установки, приборы и приспособления для поддержания жизненных условий экипажа при его работе на большой высоте.

Третье — кабина, которая, очевидно, будет герметической. Один из конструкторов стратостата «СССР», кажется, тов. Годунов, оценил вес кабины примерно в 500 кг. Возможно, для ракетоплана каким-то образом можно будет сделать более легкую кабину. Во всяком случае, порядок цифр не бу-

'ОВЯНПВ^НЯНШЯНН^НН

Полеты к Луне, Марсу, Венере, У нстонов этого могучего наступления Сергей Павлович Королев. В 1934 году