Техника - молодёжи 1972-04, страница 11

Техника - молодёжи 1972-04, страница 11

ФОРСУНКА Схема горелки

ТОПЛИВА

ЗМЕЕВИК

Метеотрон

УТ-ЛФИ-2.

приходится выбирать около пяти кубометров пустой породы, и все же такой уголь обходится дешевле, чем добытый под землей.

ЗНАКОМСТВО С КАРЬЕРОМ

Мы на краю гигантской воронки. Вправо и влево уходят ее края, соединяясь едали почти у горизонта. Круто падают серые каменистые обрывы. Проведенные по ним, одна под другой, площадки уступов, изгибаясь, рисуют рельеф склонов карьера, словно горизонтали топографической карты. И на сером фоне пустой породы исполинская черная клякса — стометровая толща угольного пласта. Глубоко внизу на карнизах тянутся нитки железных дорог с ползущими поездами, шевелятся яркие кубики экскаваторов, угадываются полоски конвейеров.

Склон (или, по горной терминологии, борт), на краю которого мы стоим, называют лежачим. Его не трогают, а только наращивают по глубине по мере того, как отодвигается и лезет вниз противоположный (висячий) борт карьера. На уступах лежачих бортов проложены постоянные транспортные пути, а на уступах висячих идет разработка.

По уступу проложен путь. Экскаватор грузит в гигантские вагоны-самосвалы (думпкары) размельченную взрывами породу. День за днем он двигается вдоль уступа, расширяя его на несколько метров. Выше и впереди машины на краю следующей «ступеньки» работает бурильный станок. Он прокалывает ряды скважин, в которые будет заложена взрывчатка. Другой бурильный станок трудится рядом с экскаватором. Он подготавливает к взрыву край нашей «ступеньки». Пройдет время, бульдозеры выровняют очищенную экскаватором площадку, пути будут

передвинуты, и вся система уступов сместится, углубившись в склон. На верхних уступах выбирают пустую породу (идет вскрыша), на нижних — уголь (добыча).

В карьер мы попадаем по наклонным стволам-тоннелям, где курсируют вагончики подземного фуникулера, избавляющие рабочих от утомительных подъемов и спусков. Дальше идем по мосткам вдоль путей, «перешагиваем» с уступа на уступ по деревянным лестницам.

Вдали ухнул взрыв, на одном из уступов противоположного склона вспухло и опало облако черной пыли. Сигналя на разные голоса, зигзагами поднимается по откосу состав. Электровоз толкает несколько тяжело груженных думпкаров. На переднем сигнальный динамик вторит гудкам локомотива — техника безопасности- О ней напоминает все. Перед переходами через пути поставлены легкие перильца, которые образуют в плане букву «п», лежащую параллельно дороге. Обходя их, невольно повернешься сперва направо, потом нелево, а значит, и оглядишься перед тем, как выйти на рельсы. Это действует лучше всякой предупредительной надписи. Место, где уголь пересыпается с одного конвейера на другой, ограждено брезентовой палаткой, натянутой на каркас, она не дает разлетаться угольной пыли.

Под ногами битый камень. Здесь нет «устойчивой» почвы, рельеф карьера беспрестанно меняется. Рельсы, столбы электропроводки, эскалаторы, телефонные будки, секции конвейеров — все сделано переставным и переносным, без фундаментов. Даже насосная станция, откачивающая воду из небольшого озерка на дне карьера, плавает на понтонах. Над этим озерком вытянулись легкие стрелы вентиляционных установок, ради которых мы и спустились сюда.

ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ ЭПОПЕЯ

Это случалось зимой, в морозные безветренные дни. В чаше карьера постепенно сгущался туман. Видимость падала до 30 м. Но самое страшное — начинали скапливаться газы, в том числе угарный. Когда концентрация окиси углерода превышала дозволенный предел и становилась опасной для здоровья людей, работу приходилось останавливать. Нетрудно догадаться, во что обходится простой крупного предприятия. К примеру, в 1967 году убытки составили 1,7 млн. рублей.

Образование в карьере насыщенного газами тумана — смога, как его назвали лондонцы, связано со случаями противоестественного распределения температур в атмосфере, температурными инверсиями.

Обычно с высотой температура воздуха понижается в среднем на полградуса на каждые 100 м. Солнечные лучи нагревают земную поверхность, и уже она подогревает прилегающие воздушные слои. Теплый воздух расширяется, становится легче и уходит вверх, а на его место опускается холодный. Эта нормальная атмосферная циркуляция; обычно выносит из карьера вредные газы, которые выделяет обнаженный угольный пласт.

Но в зимних антициклонах Сибири нередко появляется обратное распределение температуры, нижние-слои воздуха оказываются холоднее-верхних — циркуляция нарушается. Бывает и так, что при небольшом общем потеплении в карьере остается запертой масса более холодного воздуха. Туман задерживает солнечные-лучи, не дает карьеру прогреваться, и вырытая людьми котловина на несколько суток выключается из процесса перемешивания атмосферы.

В мире пока не так уж много 300-метровых карьеров. Однако надо

УСПЕШНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ФИЗИКОВ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУ. ТА—ОБРАЗЕЦ СМЕЛОГО, НОВАТОРСНОГО РЕШЕНИЯ, ПРИМЕР ДЛЯ МОЛОДЫХ ИСНАТЕЛЕЙ!

9