Техника - молодёжи 1972-10, страница 30£ О СП ^ о. ^ ^ к т ь- и х ^ Н у 2 ° и g-O. х*> я O.J2 10 л Ш * о и «Л £ ее н и н г о еа н и Sfi е г < в -f Л Не каждый год читатель получает такую книгу. Формы и жанры научно-художественной литературы еще не устоялись, а писателей и журналистов, отдающих ей свое вдохновение, не очень-то много. Борис Николаевич Агапов — старейшина этого литературного цеха. Не секрет: рабочих участков в нем пока что больше, чем работающих. «Взбирается разум» — свидетельство того, как опытный мастер отменным качеством своей продукции перекрыл «проценты количества», недоданные скромным писательским предприятием при гигантском комбинате науки. Книга своеобразна, ее нелегко сравнивать с другими. Не будет преувеличением сказать, что написана она в лучших традициях научно-философской публицистики. Перед нами прочно сцементированное, целостное произведение, хотя включенные в него очерки печатались на страницах разных журналов и в разные годы. Вместе с автором мы знакомимся с таинствами технического моделирования, вдруг переносимся на 40 лет назад, в лаборатории Института пластмасс, затем осмысливаем мировоззренческий статус кибернетики, встречаемся с химиками и биологами на многолюдных международных конгрессах последнего десятилетия, жадно внимаем рассказу о дерзком замысле создать архитектурный образ эпохи Ньютона, а тут, глядишь, уже вовлечены в водоворот студенческих споров о личности и философии Иммануила Канта... Впрочем, тематический перечень не дает представления о своеобразии книги, и потому нет необходимости его продолжать. «Я не думаю, — пишет Агапов, — что, рассказывая о науке, писатель обязан преподавать эту науку читателю. Как ни странно, но художественное произведение на научную тему должно в итоге, в главном говорить не о науке, а о человечестве, о постижении человечеством мира, природы. Пусть это парадоксально, но художественное произведение об объективной науке мне кажется более интересным, если оно написано субъективно». Вот он, парадокс творчества! Смело заявленный вначале, в открывающем книгу очерке «Художник и наука», он, быть может, у *иного читателя вызовет протест. К концу повествования даже закоренелый скептик согласится с автором, плененный его способностью находить и в химии, и в кибернетике, и в философии истоки высокой поэзии. Но рождается поэзия не в науке самой по себе, а в душах людей, живущих в век великих свершений. Постоянное внимание писателя к мироощущению современника и есть твердый стержень, обусловивший законченность формы необычной книги. Очерки и рассказы Б. Агапова вызовут читательские симпатии еще и потому, что автор не делает тайны из своей художнической концепции. Писатель охотно приглашает нас в свою творческую лабораторию, и мы видим истоки этой концепции, восходящей к основоположнику советской литературы М. Горькому. Агапов ратует за то, чтобы полнее был воспринят и взят в наследство пафос Горького — поклонника Разума, чтобы передавалась последователям влюбленность Горького в познание и созидание, в которых видел он красоту человека. В недалеком будущем высокоэрудированные специалисты, вероятно, напишут объективную и точную историю всех отраслей знания. Но и тогда сотрудникам литературного цеха будет над чем поработать. Быть может, подвиги познающего ума вдохновят писателей на создание поэтических сказаний о перипетиях научных исследований совсем в духе «Тысячи и одной ночи». Когда такое многотомное сочинение появится, критики не преминут отыскать его прототип. Пожалуй, им станет книга Б. Агапова «Взбирается разум». В. ОРЛОВ Владимир СОКОЛОВ N3 СЕРИИ ПОРТРЕТОВ „МОЛОДЫЕ РАБОЧИЕ СТРАНЫ СОВЕТОВ" ПАВЕЛЬ ЛИЛЛЕ, маляр из ЭстонииПавель рано остался без отца, а в осиротевшей семье его матери, колхозницы, было, кроме него, трое детей. Юноша переводится из дневной школы в вечернюю и устраивается в межколхозной строительной организации маляром. Павель Пилле пошел работать, чтобы помочь семье, и нашел настоящее призвание в жизни, проявил талант. В подборе колера красок, в чистоте отделки комнат уже на первых порах ему трудно было найти равного. Он читает много специальной литературы, экспериментирует, подает рационализаторские предложения. Коллектив строителей направляет искусного и трудолюбивого комсомольца на республиканские соревнования молодых маляров и штукатуров. И тут к нему приходит слава. Завоевав первое место, он провозглашается лучшим маляром республики и получает приз газеты «Голос молодых» — органа ЦК ЛКСМ Эстонии. Через год на таких же соревнованиях Пилле снова лучший маляр республики, а вскоре получает также приз на межреспубликанских соревнованиях маляров в Латвии. Затем он едет в Новокузнецк на Всесоюзные соревнования Специалистов-отделочников. Тоже первое место! Возвращается домой с наградами ЦК ВЛКСМ: Почетной лентой чемпиона и именным транзистором, на котором выгравировано: «Победителю Всесоюзного конкурса молодых штукатуров-маляров 1971 года». Лучший маляр страны — это почетно, но и ответственно. Ведь по нему равняются, у него учатся и от него ждут новых успехов. Павель остается на высоте своего чемпионского положения. Он включился в социалистическое соревнование строителей-отделочников страны, посвященное 50-летию образования СССР, и за ударную работу уже трижды награждался Почетной грамотой ЦК ЛКСМ Эстонии. А чтобы не отстать от быстро растущего уровня технического прогресса и расширить свои знания, Павель готовится поступить на заочное отделение политехнического института. 28
|