Техника - молодёжи 1972-11, страница 25

Техника - молодёжи 1972-11, страница 25

Объявляем конкурс

«ПИСЬМО в космос»

Лю

дн не раз нахо/щш таинственные изображения, знаки

письменности и математики, оставленные древними земными циви

лизациям

№. И как бы ни был сложен их непонятный язык, ученые

ПОЧТИ Bt

иегда отыскивали ключи к его расшифровке.

Преде

■тавьте теперь, что человечество решило адресовать послание

какой-ни

будь инопланетной цивилизации. Как его составить? Какие

использа

вать рисунки, символы, изображения, знаки? С одним из

варианте

)в такого послания журнал уже знакомил читателей

(см. статью «Почтовый рейс к звездам» в № 9 за 1972 год).

Мы <

)бъявляем конкурс на составление изобразительного письма

к общ1

щелям космического интеллекта. Самые удачные рисунки

И П0ЯС1

шя к ним мы опубликуем на страницах журнала.

Мы продолжаем публиковать работы не только лауреатов Международного фотоконкурса, но и наиболее интересные снимки других участников. И потому с фотографиями, отмеченными Почетными дипломами международного жюри, — «Гравировка» (фото 1) Манфреда Зелински (ГДР) и «Электрики» (фото 2) Имре Балинта (Румыния) — соседствует снимок инженера Пор-фирия Владимирова из Обнинска.

Но сначала — о работах наших друзей из социалистических стран.

Снимки участников конкурса из Германской Демократической Республики объединяет одна характерная особенность: желание показать крупным планом человека-творца, проникнуть в лабораторию его творчества, выхватить из быстротекущего, неуловимого, казалось бы, творческого процесса яркую, запоминающуюся деталь.

Таков снимок Б. Зефцига «Профессор Бернхард» (см. ТМ № 10, 1972 г.). Такой предстает перед нами и работа Манфреда Зелински. Гравировка — сложная операция, требующая ювелирной точности легких, касательных движений. И виртуозное рукомесло, подвластное этой молоденькой девушке, как бы подчеркивает неповторимость творений человеческих рук в эпоху грандиозных свершений научно-технической революции.

Фото Имре Балинта отражает новь

социалистической Румынии. Мощные линии электропередачи — характерная деталь пейзажа этой некогда отсталой аграрной страны.

Но вернемся к снимку советского инженера П. Владимирова.

Снимок сделан на острове Хейса (Земля Франца-Иосифа), на станции ракетного зондирования атмосферы.

Старт ракеты МР-12 (фото 3) молниеносен: рыжее пламя ее ускорителя уже через 2—3 сек. обращается в пульсирующую звезду в зените. Полцентнера научной аппаратуры уносится в девятиметровой ракете на высоту до 180 км. После прохождения плотных слоев атмосферы сбрасываются раскаленные створки носового конического обтекателя, и датчики измерительных .приборов начинают свою работу. Полет скоротечен, измерения производятся всего несколько минут. Ракета падает вниз и разрушается где-то в океане. Но в результате ее полета получают ценную информацию, ведь МР-12 позволяет практически одновременно сделать вертикальны? разрез атмосферы и определить ее состояние в широком диапазоне высот.

Земля Франца-Иосифа — Голубая земля, Страна ледяных куполов — превратилась в арктическую научно-исследовательскую лабораторию. Раз)ве об этом не мечтали пионеры Арктики Фритьоф Нансен, Берт Бент-ееи, Георгий Седов, Отто Шмидт?