Техника - молодёжи 1973-03, страница 21

Техника - молодёжи 1973-03, страница 21

Необходимо различать теоретическое, организационное и практическое понимание термина «отрасль». Скажем, теоретически пищевая промышленность — это предприятия, производящие продукты питания. В организационном же отношении в эту отрасль входят и многие совхозы — виноградарские, плодово-ягодные и др., научно-исследовательские институты, проектные и строительные организации, магазины, жилые дома, дома отдыха, многие ремонтные и автомобильные хозяйства. Без них основные предприятия нормально работать не могут.

Как же управляют отраслями?

Их многообразие и местные особенности делают невозможным шаблон в организации управления. И в действительности управление отраслями организовано по-разному.

Предприятия бывают союзного, республиканского и местного подчинения. Очевидно, что пищевой комбинат, изготовляющий лимонад, нет нужды подчинять союзному министерству, так же как нельзя подчинить горисполкому автозавод.

Предприятия союзного значения управляются союзными министерствами: электротехнической промышленности, морского транспорта и др. В некоторых отраслях существуют союзно-республиканские министерства. Они управляют предприятиями через республиканские органы и управления. Имеются и только республиканские министерства — предприятий бытового обслуживания, речного флота и др. Наконец, многие предприятия не входят в систему министерства. Они подчинены исполкомам местных Советов, колхозам, потребительской кооперации, общественным организациям.

Но этим различия не исчерпываются. Скажем, Министерство морского флота управляет всеми паро-ходствами. А МПС — министерство путей сообщения? С первого взгляда представляется, что и вопроса нет: железные дороги-то ведь в едином управлении! При ближайшем рассмотрении не совсем так.

В 1970 году вся сеть железных дорог СССР составляла 221 тыс. км, из них МПС подчинено лишь 135 тыс. км., или 60%. Остальные 86 тыс. км стальных магистралей в ведении предприятий и строек.

Еще в большей степени сказанное относится к автомобильному транспорту. Из общего грузооборота в 1971 году, равного 238 млрд. т/км, на долю транспорта общего пользования (то есть автомобильных хозяйств, подчиненных специальным министерствам автомобильного транспорта) приходилось лишь 69 млрд. т/км — менее 30%, а 70% на долю ведомственного транспорта — хозяйств, подчиненных отдельным предприятиям, стройкам, совхозам.

2*

А какая разница, спросит читатель. Не все ли равно, кому подчинена автобаза? Крутились бы колеса. В том-то и дело, что крутятся они по-разному. В автохозяйствах, насчитывающих менее 25 машин, производительность грузового автомобиля в два раза ниже, чем в хозяйствах, имеющих 100 и более машин. Между тем очевидно, что мелкие хозяйства — прежде всего ведомственные. За последние два десятилетия многое сделано для концентрации автотранспорта, но, как свидетельствуют цифры, имеются еще огромные резервы!

Оказывается, раздроблен не только автотранспорт. В стране слишком много и «машиностроений». Помимо большого числа специализированных машиностроительных министерств, существуют многочисленные ремонтные и машиностроительные предприятия в составе любой отрасли; их часто называют «вторым машиностроением», и занято во «втором машиностроении» больше людей, чем в основном.

Почему же не сосредоточить все в одних руках?

Вопрос не прост. Отрасли машиностроения столь специализированы, что объять необъятное невозможно. Скажем, выделение дорожного машиностроения или приборостроения и объяснять не надо: такая необходимость очевидна. Во многих случаях оправдывают себя небольшие предприятия, хорошо знающие специфику того или иного потребителя и изготовляющие для него именно то, что требуется. Унификация не самоцель, а способ повышения эффективности производства.

Но что безусловно необходимо — это создание единых «тылов»: производств, изготовляющих метизы, пресс-формы, тару, инструмент, литье и многое другое для всех машиностроительных предприятий города, области, независимо от того, какому министерству подчинен данный машиностроительный завод. Точно так же необходимы единые карьеры, автохозяйства, деревообрабатывающие и другие заводы для всех строительных организаций данного города, заготовочные фабрики для всех столовых и т. п.

Подобная централизация экономит громадное количество человеческого труда и материальных средств. По примеру Москвы и Ленинграда сейчас во многих местах разрабатываются перспективные планы развития экономики города, области как комплекса, дополняющего отраслевую систему управления.

Однако вернемся к отрасли. Ею, как говорилось, управляет министерство. Оно разрабатывает планы: кому, что и когда производить, куда сбывать, откуда получать сырье, ма

териалы, оборудование. Министерство руководит всей технической политикой отрасли, ее НИИ, КБ, лабораториями. Оно назначает руководителей крупнейших предприятий, контролирует всю работу. Министерство отвечает перед правительством за удовлетворение потребностей страны в продукции хорошего качества и в тех объемах, которые предусмотрены планом.

Министерство руководит отраслью через главные управления (главки) и объединения. Но если главк в пределах своей подотрасли делает то же, что министерство, то объединение (фирма) непосредственно хозяйствует: покупает, производит, продает. Объединения — на хозрасчете, а главки и министерства финансируются за счет государственного бюджета. Впрочем, объединениям посвящается специально следующее занятие нашего семинара.

В заключение расскажем об опыте, проводимом вот уже два года в приборостроительной промышленности.

Приборостроение, как отрасль, полностью переведено на хозяйственный расчет. Оно ни копейки не получает из государственного бюджета, все финансирует из собственных средств, из выручки за реализованную продукцию. Более того, приборостроение гарантирует государственному бюджету твердые, на пять лет вперед установленные суммы платежей из прибыли. Если же по вине предприятий или министерства план по прибыли не ^удет выполнен, всю тяжесть недобора отрасль берет на себя.

В приборостроении нет главков, они заменены объединениями, подчиненными министерству. Руководители каждого объединения вместе с директорами соответствующих предприятий образуют совет директоров. Каждые три месяца совет собирается в одном из городов, где есть «свое» предприятие, и рассматривает очередные дела: как работали, что предстоит сделать, как делать. Решения совета утверждаются приказом по объединению.

Хозрасчет отрасли более сложное средство управления, чем хозрасчет отдельного предприятия. Поскольку финансирования из государственного бюджета нет, министерство полностью отвечает за своевременное обеспечение средствами всех плановых потребностей. Одновременно предусмотрено, что работники министерства материально поощряются за выполнение плана. Есть все основания полагать, что опыт приборостроения получит широкое распространение в годы девятой пятилетки.

Литература. Г. С. Мергелов,

Хозрасчет в органах управления отраслью. «Экономика», 1971.

19