Техника - молодёжи 1973-06, страница 21

Техника - молодёжи 1973-06, страница 21

гащено» рождением новой болезни — «йоккаитской а-стмы», вызывающей такие судорожные приступы кашля, что многие люди, не выдержав мучений покончили с собой.

И Токио не остается в стороне от национального бедствия. Токийский залив перенасыщен вышеупомянутым полихлордифенилом. 6 тыс. человек в один день стали жертвами нового феномена — «фотохимической мглы». Директор Токийского научно-исследо-вательского института по проблемам окружающей среды говорит: «Если так дело пойдет и дальше, населению придется носить противогазы».

Уже действительно носят противогазы. Но каждый месяц на один квадратный километр в Токио по-прежнему оседает 34 т промышленных отходов. На одного жителя в городе приходится 1,5 м зеленых насаждений. Школьникам запрещено заниматься физкультурой на открытых площадках...

Профессор Юн Уи предостерегает: «Мы видим, как гибнет Япония. Она совершит самоубийство, если ее граждане не сумеют одолеть власть промышленных магнатов. Пусть возникшее у нас положение послужит уроком для других».

Уроком для других! Американские, западногерманские, английские и прочие газеты не без злорадства пишут об оборотной стороне успехов их преуспевающего конкурента. Приводятся соответствующие цифры: у нас-де совсем не так плохо. Но разве 17 т ежемесячных отходов «а квадратный километр в Нью-Йорке — это мало? Разве 15 кв. м садов и скверов, приходящихся на одного жителя Вены, — не жалкие крохи ?

Урок для других... Случай в Мина-мате, казалось бы, должен был послужить таким уроком. Но через 20 лет после минаматокой трагедии оказалось, что количество ртути, содержащейся в канадском озере Сент-Клэр, превосходит все допустимые нормы. Ртутью отравлены рыба и дичь. Очевидно, что заражение озера происходит от расположенных поблизости хлорощелочных фабрик.

Не лучше обстоит дело и с воздушным пространством над крупнейшими капиталистическими городами. О лондонском смоге написано уже предостаточно. Менее известен случай, когда за одну неделю в промышленном районе, расположенном вдоль реки Маас в Бельгии, погибло от вредных газов, выпущенных заводскими трубами, 60 человек. Заведующий кафедрой медицинского факультета Венского университета доктор Манфред Хайдер провел любопытный эксперимент. Один из лучших австрийских спортсменов, добровольно согласившийся участвовать в опыте, вдыхал в специально сконструированной палатке воздух, взятый с одной из центральных венских улиц.

Вскоре после начала эксперимента атлет перестал отличать красный цвет от зеленого, почувствовал непреодолимую сонливость и депрессию, сопровождающуюся фантастическими галлюцинациями.

Промышленные отходы начисто уничтожили кислород в реке Тибр. В знаменитом неаполитанском заливе Санта-Лючия запрещено купание. Рейн, гордость и мечта поэтов-романтиков, давно уже превратился в сточную канаву.

«Если не обуздать промышленных магнатов...» — говорит профессор Юн Уи. А как обуздать их, когда основной закон капитализма — погоня за прибылью?

Правда, давление общественности оказывает влияние на политических лидеров государств, департаментов, штатов и городов. Создаются комиссии, комитеты, общества, кружки по борьбе с загрязнением... Но давление общественности, разумеется, не единственное, которое испытывают на себе государственные мужи. И уж, по крайней мере, не самое сильное. И вот словно в насмешку рождается на свет резолюция Комиссии по загрязнению воздуха штата Пенсильвания: «Считать 100 микрограммов посторонних частиц на один кубометр воздуха средней допустимой нормой засорения, а нормой дальнего прицела — 80 микрограммов». Но известно, что при загрязнении воздуха порядка 80 микрограммов резко возрастает смертность среди людей старше 50 лет. Ничего себе — политика дальнего прицела!

«Очень трудно заставить людей понять, сколько вреда мы уже причинили природе», — жалуется уче-ный-эколог Дэвид Гэйтс.

Ох уж эти неразумные люди! Что-де требовать с монополий, когда каждый американец «лично» выбрасывает за день около 2 кг пищевых, бумажных, стеклянных, металлических и пластмассовых отходов? Правда, в

Эти «отходы цивилизации» захламляют улицы многих городов Запада.

тех же США за год выбрасывается около 170 млн. т отходов промышленными предприятиями. В общем, наш общий грех, отчего же не поделить его поровну?

И вот уже клянется Генри Форд-второй: «Я возложил на свою компанию задачу — в кратчайший срок свести до минимума загрязнения, причиняемые продукцией нашей фирмы...» (как растяжимо понятие «минимум», видно хотя бы из решения пенсильванской комиссии). И Нельсон Рокфеллер носит в петлице жетон «Спасите Землю». И Генри Форд-второй собирается устанавливать фильтры очистки на своих автомоби-

(Окончание на стр. 24)

Появившееся два года назад на полуострове Контантен во Франции «Черное болото» — следствие наступления на сушу загрязненных нефтью вод Мирового океана. Люди пытаются защищаться, строя плотины и дамбы из соломы.

2*