Техника - молодёжи 1973-08, страница 30

Техника - молодёжи 1973-08, страница 30

Рис. 3. Наша вторая установка для изготовления мини-шариков.

лос возвращавшегося хозяина. Круто разворачиваюсь и в последнюю минуту замечаю около печи пол-литровую банку из-под соленых огурцов, доверху наполненную... да-да, микрошариками! Она радужно светилась, точно волшебная лампа Ал ад дина...

Бею обратную дорогу я размышлял над увиденным. Так вот кто таинственный «заяц-русак»! Только зачем ему понадобился весь этот спектакль? Вспомнилось, как он нас уже разыграл (субламинарным-то кинофильмом!), и стало обидно.

А потом вдруг подумал: «Не связаны jfn оба розыгрыша друг с другом?» И знаете, какая мысль пришла мне в голову?

В одном фантастическом рассказе я как-то прочитал об оригинальном психологическом эксперименте. Некий директор института решил «подтолкнуть» своих подчиненных к исследованиям в области... гравилетов. Однажды он собрал их всех в конференц-зале и показал уникальный любительский фильм. На пленке было запечатлено, как безвестный гений, изобретатель-самоучка испытывал свой компактный ранцевый грави-

лись стеклянные шарики диаметром в два микрона.

Развивала кипучую деятельность и другая комиссия «Инверсора», которой было поручено установить происхождение коробка с его содержимым. Шел тщательный опрос участников, восстанавливалась детальнейшая картина совещания, всех и всяческих передвижений по комнате и т. д. и т. п.

Самое же интересное, что столь таинственное событие вселило в нас надежду, что победа не за горами. Смог же кто-то изготовить эти проклятые шарики!

И мы начали поиск с самого начала. С учетом ошибок, с предварительным анализом трудностей, которые теперь уже были известны по горькому опыту. «Заяц-русак» (так прозвали неведомого создателя шариков) сыграл магическую роль в наших исследованиях. Идеи посыпались как из рога изобилия. Вскоре была разработана в общих чертах новая (вторая по счету) установка (рис. 3). Она использует способность ультразвука перемешивать даже самые «неконтактируемые» жидкости, например воду и масло. Мощный генератор ультразвука связывается стеклянным волноводом с тиглем, в котором находится раскаленный металл. Его температура несколько выше температуры плавления стекла. Поэтому даже кратковременное соприкосновение расплава со стеклом приводит к оплавлению волновода. Предполагается, что за счет

лет. Смельчак поднялся метров на сто, но рухнул вниз. «Изобретатель погиб, а машина сгорела, — объяснил директор. — Наша задача: попытаться ее восстановить». Результат эксперимента не замедлил сказаться. Ученые, поверив в то, что с помощью нынешних технических средств можно изготовить гравилет, с. энтузиазмом берутся за, казалось бы, невыполнимое дело. Проходит время, и действительно строится гравилет, правда, громоздкий, тяжелый, но гравилет. И лишь тогда директор признается, что никакого изобретателя не было, а фильм поддельный.

Так вот к чему я клоню. Не поступил ли Арсеньев подобно тому директору института? Разве он не ускорил наши изыскания, дав убедиться в реальности дорожного знака и микрошариков? Как тут опять не вспомнить о субламинарном фильме, который устремил наши поиски в нужном направлении.

Впрочем, ситуация, в которой очутились мы, несколько отлична от той, что описана в рассказе. Установки для получения микрошариков существуют. Сейчас промышленность выпускает стекло-

действия ультразвука в расплаве образуются стеклянные мини-шарики — здесь, пожалуй, есть некоторая аналогия с водой и маслом. По предварительным расчетам, диаметр шариков должен зависеть от мощности генератора, скорости перемещения волновода и ряда других факторов. Конечно, надо учесть имеющийся опыт получения металлокерамических сплавов. Последующее разделение металла и стекла вопрос не простой, но в принципе разрешимый. Например, почему не допустить, что за счет разности удельных весов капельки стекла сами всплывут на поверхность жидкого металла? Причем если температура плавления металла ниже, чем стекла, то процесс можно упростить. Несколько снизив интенсивность подвода тепла, нетрудно добиться того, что капельки стекла застынут прямо в расплаве. На поверхность металла выплывут готовые шарики.

Не забыли мы и о первой установке с плазмотроном, занялись ее усовершенствованием. Конечно, о результатах нашего поиска пока рано говорить, но одно уже ясно — стеклянные шарики должны образовываться в условиях невесомости (см. 4-ю стр. обложки). А вот какая невесомость для шарика «лучше» — при всплытии в расплаве или при падении в атмосфере инертного газа, — покажет будущее.

Подлинность

всего происшедшего удостоверяем: Ю. АСТАХОВ, П. КОРОП

сферы диаметром от 10—20 мм до нескольких микрон многими сотнями и даже тысячами тонн. Конечно, они идут не только для дорожных знаков — их используют в самых разных целях. Что же касается Арсеньева, то он получал микрошарики очень просто: расплавлял в горшке стеклянный порошок, предварительно смешав с сажей. Однако Корней Степанович скрыл все эти факты, предоставив полную свободу нашему творческому воображению. И правильно сделал — ведь, согласитесь, мы разработали все-таки неплохие конструкции, которые, может быть заинтересуют специалистов. Ведь ценность нашего поиска в том, что мы не пользовались никакой информацией из области производства стеклосфер.

Думается, история, описанная Ю. Астаховым и П. Коропом, будет интересна читателям журнала не только раскрытием «творческой кухни» лаборатории «Инверсор», но и своими конкретными результатами.

Ю. ФИЛАТОВ, ученый секретарь проблемной лаборатории «Инверсор»

у ' , I - -

J46*aHA! ju*

27