Техника - молодёжи 1973-10, страница 22

Техника - молодёжи 1973-10, страница 22

всю остальную работу делает современная скоростная машина — волочильный стан.

Волочильный стан — весьма сложный агрегат, хотя если судить только по его внешнему виду, этого и не скажешь. Просто стоят рядышком несколько вращающихся стальных барабанов, и проволока перематывается с одного на другой. Но, прежде чем попасть на барабан, проволока проходит через фильер, каждый последующий меньше предыдущего. (Если раньше после волочения через каждое отверстие заготовку требовалось заново нагревать, то теперь она сразу проходит через все фильеры подряд.) И вот в чем загвоздка: после каждого фильера проволока делается тоньше н, естественно, длиннее. Следовательно, за одно и то же время каждый последующий барабан должен протянуть через фильер больше метров проволоки, чем предыдущий, то есть должен вращаться быстрее. Необходимость синхронизации скоростей многих барабанов и приводит к сложной конструкции агрегата.

Раньше у нас волочильных станов не делали. В цехах гремели престарелые «брайтенбахи», «морганы», «нор-тоны» и им подобные дедушки волочильного производства. Сейчас их, пожалуй, и не сыскать. Наряду с отличными станами из ГДР «кратос» и «грюн» на наших заводах увидишь мощные машины алма-атинского завода, удовлетворяющие самые строгие требования производственников.

Прежде чем пустить стан в работу,* его надо заправить: пропустить проволоку через все фильеры и намотать ее на все барабаны. Делается это с помощью острильного аппарата и клещей. Последние совершенно непохожи на те, которыми вытягивали проволоку вручную. Современные клещи — это самозажимающая головка на цепочке. На конце цепочки — крюк. Его закрепляют на барабане, а головка зажимает заостренный конец катанки, торчащий из фильера. Барабан делает несколько медленных оборотов, навивая на себя проволоку. Затем клещи снимаются, намотанная проволока закрепляется на барабане, и он делает сотню-другую оборотов, чтобы создать запас проволоки, которого хватило бы для заправки следующего барабана. Затем весь процесс повторяется, и проволока идет (через фильер) на второй барабан, третий, четвертый, пока все не будут заполнены. Только после этого стан запускается на полную мощность.

А полная мощность — это в среднем 400—600 м в минуту. Бывает и в два раза больше. Это зависит от марки стали и диаметра изготовляемой проволоки. Чем мягче сталь и чем толще изделие, тем с большей скоростью можно работать. И то количество проволоки, на изготовление которого с многочисленными нагрева

ми в старину уходил целый день, ныне получают за считанные минуты.

Однако совсем без дополнительного нагрева не обходятся и сейчас. Ведь с проходом через фильер проволока делается не только тоньше и длиннее. Она становится тверже, упрочняется, или, как говорят специалисты, наклёпывается. И наступает момент, когда наклеп достигает такой величины, что металл больше не выдерживает обжатий и лопается. Тогда проволоку отжигают в электропечах с последующим медленным охлаждением. Наклеп снимается, и проволоку можно утонь-шать дальше. И опять все зависит от марки стали и размера изделия. Если катанку (диаметром 6 мм) из простой стали можно «ужать» до миллиметровой проволоки с ходу, то катанку из высокоуглеродистой или легированной стали — только с однократным или двукратным отжигом.

Смотреть, как работает мощный быстроходный волочильный стан, — одно удовольствие. Кажется, что барабаны застыли на месте. Иллюзию разрушает лишь стремительно уменьшающийся моток катанки, подвешенный перед станом. В мотке 2—3 тыс. м проволоки, а хватает его на 10— 15 мин. Поэтому подручный волочильщика непрерывно приваривает встык начало нового мотка к концу старого да потом еще зачищает место сварки наждачным кругом, чтобы оно беспрепятственно прошло через фильер, не оборвалось.

Сам волочильщик тоже не сидит без дела. Какое там! Он занят так, что только успевай поворачиваться. Каждые 1,5—2 мин. на последнем, выходном барабане набирается проволока на стандартный моток весом 80—100 кг. Тогда стан временно останавливают, моток тельфером снимают с барабана и вручную увязывают мягкой проволокой. А пока увязывают один моток, на барабане уже готов другой. И так всю смену!

Читатель наверняка недоумевает: что за картину завтрашнего дня рисует автор? Раскроем секрет: так было. Так работали на старых машинах. Сейчас же работают по-иному.

В Белорецке внедрены огромные крюки из нержавеющей стали, на которых умещается добрый десяток мотков катанки. На этих крюках катанку и травят в кислоте, и подают к стану. Волочильщик сразу приваривает все концы мотков, и такого количества заготовки ему хватает на час с лишним непрерывной работы. Непрерывной потому, что многие станы не останавливаются ради каждого готового мотка. Несложное приспособление позволяет снимать проволоку с выходного барабана на ходу и свертывать ее в моток. Все это время волочильщик отдыхает. Ему остается только увязать моток, когда он окончательно сформируется. Но и этой работой приходится заниматься все

Схема процесса волочения (2а — угол конуса волоки, d0 — диаметр протягиваемой проволоки до волочения, d, — диаметр после волочения). Внизу изображены некоторые виды стальной проволоки.

меньше. Волочильные цехи переходят на намотку проволоки на катушки. Целая тонна проволоки умещается на катушке, и, пока она заполняется, волочильщик спокойно сидит за пультом, наблюдает за работой стана и изредка нажимает на кнопки.

Вдумайтесь в эти слова: «Волочиль-ик спокойно сидит за пультом...» ще совсем недавно такая фраза звучала гораздо фантастичнее, чем: «Люди ходят по Луне». Подобное просто невозможно было представить. Волочильщику по условиям работы полагалось неотступно находиться возле стана, заправлять проволоку, вязать мотки... и подвергаться опасности попасть рукой в барабан. По сему случаю среди металлургов прежде бытовала горькая поговорка: «Тот не волочильщик, у кого все пальцы целы».

Новые станы не терпят возле себя человека. До того не терпят, что даже не будут работать, пока он не отойдет. Все дело в том, что кнопки управления находятся на пульте, а пульт отнесен от стана на 3—4 м. Полнейшая безопасность в самый опасный момент, когда клещи могут соскочить с заостренного конца и проволока, оборвавшись, хлестнуть... И еще одна мера безопасности предусмотрена. Каждый барабан огражден прочным барьером, сблокированным с системой пуска. Надо что-ни-будь поправить — откинул барьер, и стан тут же остановился. Короче говоря, сделано все, чтобы не допустить травм. Это новое техническое приспособление называют «Защитой от дурака».

Мне поведали, с каким трудом люди привыкали к этим новшествам. На Череповецком и Орловском заво~

20