Техника - молодёжи 1974-04, страница 17

Техника - молодёжи 1974-04, страница 17

Надо сразу оговориться: почему молодой? В Тюменской области широко известна комсомольско-молодежная бригада Николая, Гле-бова, кавалера ордена Ленина. Тоже буровики» но геологические, разведчики Уренгойского месторождения. Поэтому первое время, говоря о новой бригаде,, приходилось уточнять: «Это бригада не того Глебова, а другого — Владимира, самотлорца, совсем молодого, того, что мастером без года неделю..^»

...Стол как стол. Четыре ноги да облезлая клеенка сверху. Люди вокруг стола смотрят на белый четырехугольник бумаги. ГТН — так по привычке бу-ровики называют геоло-го-технический наряд. До сих пор все ГТНы, что получал Владимир Глебов, самый молодой буровой мастер во втором Управлении буровых работ, были практически одинаковыми: «Из-под кондуктора бурить на воде, а к сеноману — горизонту девятисот метров — подойти на тяжелом растворе, с удельным весом 1,12—1,14».

И вот теперь А. Зуборев, главный геолог управления, предлагает вскрывать сеноман на обычном растворе. Потому и насторожились так А. Исян-гулов, начальник управления, и главный инженер Ю. Аладжев. Ведь новый, восьмидесятый куст скважин ставится на берегу Самотлора, над газовой шапкой. Буровику тут ох как осторожно работать надо!

Но главный геолог настаивал: вскрывать сеноман на обычном растворе.

Ю. Аладжев покачал головой в раздумье:

— Шутки с Самотлором шутишь, Анатолий Алексеевич...

А начальник управления повернулся к Володе Глебову:

— Твое слово...

— Я думаю* геологам надо верить. А то чуть речь о газовой шапке Самотлора, так страх нас пробирает до косточдеи. Ведь если легкий раствор идет в скважину, мы шестьдесят метров в час бурим вместо сорока!

— А вдруг газ «заговорит» в скважине?

— Надо запасную емкость рядом поставить, держать наготове тяжелый раствор, связать эту емкость с насосами. Станет переливаться легкий — сразу подать в скважину тяжелый раствор.

Позже Глебов признался: решаясь бурить на легком растворе, думал о тех мастерах, с достижениями которых сравнивал обычно результаты своей бригады. Об улыбчивом Левине и горячем Ягофарове, о добродуш-но-ворчливом Петрове и о простом

при всей его огромной славе Шак-шине. И отдельно о каменно-сдержан-ном Китаеве, мастере комсомольско-молодежной бригады из первого управления. Бригаду Китаева «достать» можно. Если, конечно, бурить на хорошей скорости. А за счет чего набрать эту скорость? Бурить иначе, чем сейчас. По-новому. Значит, рисковать?..

— Согласен бурить на легком растворе, — сказал тогда начальнику управления Глебов.

Исянгулов разрешил, но настоял на необходимости круглосуточного инженерного дежурства на скважине: расчеты расчетами, а характер Самотлора известен.

Как-то в Тюмени мне случилось упомянуть имя Владимира Глебова в разговоре с его вузовскими преподавателями.

— Глебов? Володя? Этот наш. Талантливый парень и с характером. Должно быть, вышел уже в поммастера.

— А вот и нет, — говорю. — Глебов ваш — мастер. Один из первых буровых мастеров — специалистов тюменской школы.

Сегодня у Глебова самая молодая бригада на Самотлоре. План бригады был в минувшем году — пробурить

39 тыс. м. Обязались они пробурить

40 тыс. м. Рисковать не хотели: бригада новая, люди не сработались. Вскоре, однако, когда стали бурить в месяц по 7—8 тыс. м, когда поняли — пошло! — приняли обязательство — перевыполнить план в полтора раза: пробурить 60 тыс. м. Много это или мало? В 1970 году, когда Глебов еще сидел на студенческой скамье, Виктор Китаев, став мастером, прошел за год 21 тыс. м. А Глебов с января по май 1973-го — больше 22 тыс. м.

Как это удалось? Бурильщики Глебова переняли в декабре 1972 года на одиночной разведочной скважине опыт лучших молодежных бригад страны: это Нижневартовский горком комсомола, чтобы помочь новичкам, направил в бригаду Глебова ребят, которые прибыли на Самотлор бурить «интернациональную» скважину.

— Принять бригаду, да чтоб последним стать? Ну нет... Правда, соперники в управлении такие, что им кто угодно может проиграть без стыда. Герои, орденоносцы, рекордсмены. Шакшин, Петров, Ягофаров... Китаева сначала тоже всерьез не принимали — пока на пятки ветеранам не наступил, — говорил мне Владимир Глебов. — Взялись мы сразу крепко: в первом квартале 73-го

наша бригада прошла одним станком без малого 12 тысяч метров. Если пересчитать на два станка — получилось бы тысяч 16—18, это уже серьезно. А пока на каждой скважине теряем по три дня на переезд.

Конечно, не все в бригаде друг к другу «приработались», не научились мы еще понимать друг друга с полуслова. И ошибаемся. Вот как-то стряслось: бурение под кондуктор остановили на песчанике, а не в глине. Раствор «ушел» — сутки простояли. Но в первом квартале бригаду Ягофарова мы все-таки обошли — помогли приборы, сконструированные геофизиком-самотлорцем Эдуардом Лукьяновым.

Владимир имел в виду стоявшую у него на 76-м кусте скважин партию приборов для контроля параметров бурения (ПКПБ).

Пишут часто, что бурильщик «землю насквозь видит», что он, держа руку на тормозе лебедки, может сказать, как ведет себя долото, вгрызающееся в толщу породы. Но если долото «встало», то бурильщик решает, как правило, что затупился инструмент. И тотчас «вира!» — свечу за свечой тянут трубы из скважины... А потом смотоят и удивляются: шарошки в порядке, еще можно было бы поработать. Ну а если «заглянут под землю» приборы, то можно избежать большинства лишних спусков и подъемов. А это метры проходки, и какие!

Лукьяновская ПКПБ все точно знает. Или почти точно. Упала скорость, но бурильщик не «вира!» кричит, а за телефон берется: «В чем дело?» — спрашивает он у дежурного геофизика. «Сейчас... — скользит тот взглядом по приборам. — Долото в норме. Попался твердый пропласток, еще немного осталось».

И опять турбина раскручивает долото...

Вот так, рука об руку с наукой, обогнали глебовцы бригаду Ягофарова. Но на следующем кусте скважин передали ПКПБ этой бригаде.

Управление буровых работ № 2, переехав на Самотлор с Шаима, первого нефтяного месторождения в Западной Сибири, освоилось на новом месте удивительно быстро. Спустя всего лишь год новоселы отняли у старожилов лавры самых быстрых бурильщиков. В канун 1974-го мастер Григорий Кузьмич Петров, пройдя за год (впервые й стране!) свыше 90 тыс. м, стал Героем Социалистического Труда. И тогда заговорили о секретах шаимовцев. Главный же их секрет: бригады ничего не таят друг от друга.

—У нас таиться не принято, — говорит Глебов. — Придумали мы

15