Техника - молодёжи 1974-06, страница 63

Техника - молодёжи 1974-06, страница 63

Владимир РУБЦОВ

Рис. Сергея Соколова

АСТРАВИДЬЯ

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Зажгла великим пламенем того

могучего ракшаса, С упряжкой коней, колесницей, Полностью он был огнем охвачен... И распался на пять основных

естеств...

Его костяк, мясо и кровь уже не держались, Сожгло их оружие... Так что и

пепла не было видно.

Здесь даже не требуется «атомной» интерпретации. Для тех, кто знаком (увы!) с действием напалма, такое описание никак не покажется фантастическим. Но напалм в Древней Индии?

Легко ль овладеть

астравиЬей?

Герои «Махабхараты» прилагают огромные усилия, чтобы ваполучить «божественное оружие», В первую очередь это относится к Арджуне, который вынудил-таки богов прийти и предложить ему кое-что из небесного арсенала.

Первым из богов явился Шива и вступил с Арджуной в поединок. Богоборчество — в высшей степени суровое испытание, но герой с честью вышел на него. Довольный Шива предложил ему «все, кроме бессмертия». Позже, при встрече с братьями, Арджуна так описывал свое состояние:

Мысленно простираясь пред

Шивой, я молвил такое слово: «Яви свою милость, владыка, вот какой дар мне желанен: Я хочу научиться (владеть) всяким оружием, каким обладают богиI»

Шива исполняет просьбу, однако предупреждает быть чрезвычайно осмотрительным, когда дело дойдет до применения «вечного оружия»:

Пусть никогда ни один человек

(не вздумает) им сражаться; Попав слабосильному (в руки), оно может сжечь весь этот мир преходящий... Его следует всегда употреблять, как защиту против другого оружья, Дивное, оно неотвратимо, но удар Всяким другим оружием оно

отбивает.

Вслед за тем с небес спустились другие боги (Варуна, Агнн и пр.) и вручили нашему герою грозные дары. Наконец появляется вовничий бога Индры «на прекрасной воздушной колеснице» и предлагает совместное путешествие на «третье небо».

Пять лет гостил Арджуна на небесах. Все это время он упорно постигал астравидью — науку владения многоразличными видами божественного оружия.

Тут сделаем некоторые пояснения. Следует помнить, что астравндья в индийском фольклоре — это не столько система, сколько «отзвук» системы, ее легендарный вариант. Порой одинаковые названия относятся к разным видам оружия; с другой стороны, одно и то же оружие именуется по-разному.

Условно можно выделить две группы вооружений — «естественную» и «неестественную». К первой относится то оружие, чей принцип действия соответствует «сфере влияния» владеющего им бога. Такова ваявья бога вётров Ваю, варуна «владыки вод» Варуны, ваджра — «громовая стрела» бога грозы Индры. Здесь противоборствуют силы природы (ваявья — ветер, варуна — дождь, ваджра — молния), обожествляемые человеком с мифологическим уровнем мышления.

Во второй — «неестественной» — группе столь определенного соответствия нет. К примеру, Брахма — слабо персонифицированный бог-творец. Ему совершенно неожиданно приписывается «брахмаширас» (буквально — «голова Брахмы»): по приведенному выше описанию — огненная стрела, по другой версии — сильнейший яд, добытый из глубин океана и выпитый Шивой для спасения мира, по третьей — пламя, заключенное в стебле травинки. Брахма владеет также оружием «брахмаданда» (данда — значит копье, дротик), которое бесконечно сильнее, чем даже стрела Иидры. Последняя действует лишь однажды, тогда как брахмадаида может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений. Как отмечает английский исследователь У. Р. Дрейк, еще несколько десятилетий назад это можно было счесть поэтическим преувеличением, но теперь-то наука знает о существовании радиационных мутаций...

В десятой книге «Махабхараты» читатель встретит и более конкретное указание на генетические последствия использования «небесного оружия». Злодей Ашваттхаман, под покровом ночи перебивший почтн все войско Арджуны и его братьев, был настигнут последними и в страхе применил «брахмаширас». Арджуна ответил тем же, ио не уничтожил оружие Ашватт-хамана, а только «остановил» его; нбо «где оружие «брахмаширас» побивается другим высочайшим оружием, в той стране в течение 12 лет дождь не выпадает». Немедленно прибывшие на место события двое небесных мудрецов потребовали прекратить использование «брахмашираса» и вернуть его к исходному состоянию. Противники подчинились требованию, но у Аш-ваттхамана в отличие от Арджуны возникли при этом трудности. Вот что он говорит одному из посланцев неба:

В крайней опасности, ради спасения

жизни

Мной пущено в ход это оружие...

А теперь вновь вобрать его — мне не под силу/...

Но твое слово, о владыка, я

исполню незамедля:

Вот драгоценность, а вот — я, но ycrour былинка!

Зародышей в... женщинах она убьет!

Ведь величайшее оружие не может быть тщетным!

Я не способен, владыка, вобрать мной выпущенное (оружие).

Теперь это оружие я вонжу в зародыши, о владыка,

Но волю твою исполню...

W