Техника - молодёжи 1974-12, страница 38роиця^, музеиИсторичесную серию зедет пандид-тт технических наун Юрий ДОЛМЛТ0ВСК1Й Рис. пвтор План публикации этого раздела рассчитали сначала на полтора г -да — 18 статей. Но читатели, одобрив идею музея, просили его расширить. И план корректировался. 27, а потом 35, наконец, 39 статей. Читатели очень серьезно годо'или к публикациям, обмечали удачи и .ipo лахи, предлагали ночые темы. Тачая заинтересованность — лучшая награда журналу и автору Вот она, тридцать девятая. План-максимум выполнен ПорА теперь рассказать, как создавался музей. Хотя под заголовками статей обозначен один автор, фактически серия «Наш аЕ.гомобильн11Й музей» — результат работы своеобразной исследовательской лаборатории, в которую, помимо автооа и сотрудников редакции, входили специалисты ряда научных институтов, работники библиотек и архивов, ведущие конструкторы отечественных и зарубежных автозаводов. Едва ли не самой сложной частью работы стал отбор экспонатов для музея. Ведь моделей аыомобилей тысячи! Только в США было около четмрех тысяч автомобильных фирм; сегодня их четь.ре, но гаж-дая выпускаем ежегодно до десяти марок машин с несколькими моделями кузовов, с установкой по заказу разных двигателей (еще одна модель!), коробок переда», колес, колпаков, зеркал. Если отбросить фирмы-однодневки (которых, к нашему облегчению, большинство, но и cfV-ди их продукции попадаются интересные экземпляры), то нужно рассчитывал ежегодно примерно на 750 марок автомобилей во всем мире И в этой массе надо найти самые типичные, самые значительные, самые необычные Решили так: в музей допускаются только автомобили, во-первых, представляющие собой решение определенной проблемы или какой-то класс машин; во вторых, наиболее долговечные модели, продержавшиеся на 1роиз-Ьодстве 5—10 и более лет, либо машины, вперьые воплотившие какую-то техническую идею, либо те из них, которые в свое время пропрели сенсацию, чаще всего так называемые «перспективные прототипы», прокладывающие пу.ь в будущее. После такого отбора в музей попало более двухсот автоллобилей, не считая упомянутых в тексте, но не показанных на рисунках. В том числе 5'. отечественных, 43 американских, 40 немецких (как довоенных, так и производства ГДР и ФРГ), 32 французских, 21 английский, 11 итальянских. Две трети машин — легкогые, остальные — •■ру-зоьые, специальные, гоночные, рекордные, вездеходы и автобусы. Что послужило исходным материалом для описания и изображения авто.лобилей? Это прежде всего са ми автомобили — на автозаводах, в гаражах, на улицах, в нашей стране и за рубежом Да/.ее, не менее тысячи печатных источников, материалы советских и иностранных музеев. А всего просмотрено и изучено около десяти тысяч наименований машин в натуре, их чертежей, книг, журнальных статей и фирменных публикаций. Мы отказались от хронологического изложения истории автомобиля Оно привело бм нас к современным машинам лишь в конце серии. В каждой статье прослеживается развитие о^цной проблемы или одного типа машин. Если изобразить «течение» преподносимого материала графически, то всякая историческая книга или каталог музея были бы вырржены сравнительно плавной кривой или прямой линией, а наш музей — это серия линий, начало котормх постепенно, за ред ким исключением, удаляете» от оси абсцисс. Пожалуй, не назовешь ни одного автомобиля, который был бы просто скопирован с заводского чертежа, хотя такие чертежи, в основном по отечественным автомобилям, есть примерно на две пятых наших экспонатов. Нужно было проверить соответствие чертеже реально выпускавшемуся автомобилю, добавить различное оборудование, определить все элементы выбрагной модели — размеры шин, конструкцию колес и других видимых деталей, — которые могли различаться на мо-д« 1ях разных лет выпуска, дьже фирменные цвета окраски. Было бы, например, нетипичным показать «Ситроен-7СУ» с крыльями и кузовом одного, допустим красного, цвета, хотя таг(ие машины тоже выпускались; кузова же серийных «ситроенов» окрашивали в синий или сермй цвета, а крылья — в черный. Или снабдить «испано- _ю-изу» крупными спицами колес (оы-ли и такие) — для нее характерны проволочные спицы, покрытые алюминиевым диском Или оснастить первый ярославский грузовик Я-3 записанными в его характеристике шинами «38X7», так как, взяв лупу, можно на пожелтевшей фотографк и различить на его шинах обозначение «40X8». По иногтранным автомобилям чертежей было мало Не обошлось без запросов в фирмы, редакции, архивы Были и такие случаи, когда машины обмерялись в «настоящих» музеях, например, «м^рнское такси» или гоночные автомобили «ауто-унион». В Чехословакии, где особенно любят и бережно сохраняют (действующие!) старые автомобили, потрачено много времени и пленки на фотографирование автомобилей в нужных ракурсах. Одновременно выявлялись и некоторые, иной раз и гажные или забавные детали, вроде висяче! о замка на капоте «Татры-12». Все же остались автомобили, которые необходимо бы/ о включить в музей, однако материалы по ним огракичиьались плохими фотографиями, весьма схематическими чертежами и неполными техническими характеристиками. Тут выполнение масштабного рисунка машины в двух проекциях напоминало реконструкцию скелета мамонта по отдельным костям, найденным под слоем вечной мерзлоты. Как поступить в тдком случае? Нужно перенести контуры объекта с фотографии на кальку и заключить получившийся рисунок в перспективную сетку, найти горизонт, точки схода и т. д. Для страховки лучше сделать построение дважды — с разных фото! рафий. Затем про-изьодится процесс, обратный построению перспективм. То есть вы-черчивс it ортогональные проекции автомобиля по имеющейся перспективной сетке. Потом, пользуясь I. Один из залов мутея фир! м «Даймлер Бищ» в Штутгарте (ФРГ). На заднем пл; не .11-днь. тортрпты изобрс атепей а томобнля и первые в мире г.втомчбили ил конструкций (см. ~ТМ> Л« 1 за 1971 i 2 Государственный политехнический музей в Мпскне. Автомобиль!.ый пТ„ел В цен гр< — автомооиль « Р>ссо-Бал,-вып>ска 011 го„а(см -ТМ>. № 11 97< ,-.). 3. Французский национальный автомс бильный музей р |СП_1Лижен в -таринлы.. залах заг.-.а Роштайе около .оро„а Ли^на. 4 Гланный корпус Автомобиле иого музея имени Бискареттн ли Руффн i в Ту рйнс (Италия). На ri и с у и к е - пример рекоис.-рукции чертеж ! ,лек-,ромобил! И. ^ Вома!*ова (см. «ТМ> № 9 за 1974 г ) Чернпе лг нин — Контуры, скопированные с фотографии; ro.nvfif.ie линии — пррспективная lptkj и лин.1> построения; красные ли "ии — план и ооково!. вид лек ромобили (все показано схематически). Нумерация проекций соответствуй г последовате тыщ. сти реконструкции. |