Техника - молодёжи 1975-03, страница 33

Техника - молодёжи 1975-03, страница 33

IS мае i9t>6 гида принято решение о прекращении промысли де мфинов в Черном море. Неле о за Советским Союзом прекратили добычу дельфинов Болгария и Румыния. Этот гуманный акт качественно отличался от всех прини маемых ранее мер по охране приро-(1ы. Не заботы о сохранении вида, не расчеты сиюминутных или будущих выгод послуж или его причиной. Одно лишь преополом ение о более слом-ных. чем у большинства животных, связях дельфинов dpi/г с другом и с внешним мирим мииишло человека взг 1яну1ь на свои поступки глазами

«братьев наших меньших». И не случайно именно Советский Союз стал инициатором этого решения. Именно советский человек первым почувствовал ответственность за свои действия перед приргч)ой, перед животными, то есть перед самим собой.

Кто выиграл от такого решения? Человек ли, принявший его? Дельфины ли? Как к нему отнеслись люди? Поняли ли его дельфины?

На эти и многие другие вопросы пытиется ответить руководитель Ба-туме кого дельфинария, профессор Андрей Евгеньевич Шевалев.

Проблемы

Поисни

В начале шестидесятых годов человечество. очарованное книгой Джона Лилли «Человек и дельфин», очень захотело поверить в разум дельфина И некоторые люди, спе кулируя на этом желании, начали выдавать свои домыслы за объективную реальность. Так, один из зарубежных авторов приводил следующий диалог:

— Есть ли у вас бог? — спрашивает он у дельфина.

— А что это такое? — задает вопрос дельфин.

Автор долго и подробно объясняет, и дельфин отвечает:

— Нет, такого у нас нет.

Естественно, что подобный бред

должен был привести и привел к прямо противоположным результатам Наступило разочарование На его волне всплыли «защитники истины», которые, не утруждая себя научным поиском, стали убеждать читателей в совершенно противоположном — в полном отсутствии у дельфинов разума, в том, что им незачем и нечем думать и «слепые инстинкты» определяют все их поведение.

Дельфины же, ничего не подозревая об этих коллизиях человеческого мышления, продолжают послушно выполнять требуемые от них акробатические трюки и участвовать во всех опытах, которые находят нужными проводить на них ученые.

Дельфин ищет друга

АНДРЕЙ ШЕВАЛЕВ, доктор биологических наук, профессор

г. Батуми

К

Но они не только делают это, но и постепенно раскрывают себя.

В одном зарубежном дельфинарии нужно было сделать инъекцию заболевшему дельфину-белобочке. В бассейне снизили уровень воды до метра, и в него опустился дрессировщик. Но едва он поймал белобочку, как тот издал сигнал опасности, и находящаяся в этом же бассейне касатка ударом морды выбила дельфина из рук дрессировщика. Так повторялось несколько раз. Наконец дрессировщик захватил белобочку так, что ее невозможно было выбить. Тогда касатка схватила его за ногу и стала медленно сжимать челюсти, пока дрессировщик не выпустил пойманную белобочку.

Приведу еще свой опыт. В бассейн Батумского дельфинария был брошен плотик из надувных камер. Никаких занятий с ним не проводилось. Два дня дельфины играли с ним, таскали по бассейну за кольца. На третий день во время кормления дрессировщик стал подавать рыбу над плотиком так, чтобы дельфины видели ее, но не могли выпрыгнуть за нею. В природе они с подобными препятствиями не встречались, но тем не менее один из них догадался оттащить плотик в сторону. В последующих опытах это делал первый же подплывший дельфин.

Объяснять подобные опыты «слепым инстинктом» может только человек, априори задавшийся этой целью.

Еще нет прямых доказательств разумности дельфинов. И вряд ли будут, пока мы будем считать мерой мышления возможность существа постичь нашу систему отображения внешнего мира и нашу логику. В своей научной работе я пытаюсь руководствоваться иной идеей. Я хочу построить образ объективного мира таким, каким его видят дельфины, понять их логику принятия жизненеобходимых решений и в этих рамках, создавая нетипичные условия, в которых не может помочь ни инстинкт, ни приобретенные навыки, проверить способность дельфинов к синтезу и анализу. И на этом основании надеюсь понять, насколько они «по-своему разумны». Пока же в Батум-ском дельфинарии ведутся подготовительные роботы, я систематизирую различные сведения о поведении черноморских дельфинов, проверяю их достоверность.

Много материалов для размышлений дал «большой эксперимент» над дельфинами Черного и Азовского морей, который был начат в 1966 году и продолжается сейчас. К сожалению, он почему-то до сих пор не привлек к себе должного внимания ученых.

30

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Архив техника молодёжи 33 год бесплатно

Близкие к этой страницы