Техника - молодёжи 1975-08, страница 29

Техника - молодёжи 1975-08, страница 29

скан хорош там, где надо наблюдать необработанные поверхности. Выявляет он и изменение разности потенциалов на поверхности транзисторов.

Однако и оптическая микроскопия не сдается. Вот что мне довелось увидеть на польском оптическом заводе в Варшаве.

С виду это был обычный бинокулярный микроскоп. Но мой гид -

технический эксперт завода Богдан Ружицкий — включил свет и положил на столик микроскопа страничку, сплошь залитую черной тушью. Я взглянул в объективы: черной краски на листе как не бывало. На голубоватом, чуть мерцающем фоне тянулись ровные строчки невидимого ранее текста. Это очень напоминало фокус, но никакого обмана не было.

— Наш новый инфрастереоскопи-ческий микроскоп работает в инфракрасной области спектра, — сказал Ружицкий, — он позволяет видеть сквозь металл и изучать внутреннее строение монокристаллов в транзисторах. Такой микроскоп необходим искусствоведу для изучения старинных картин, историку, работающему с полустершимися текстами, криминалисту, имеющему дело с фальшивыми или испорченными документами.

На длинных столах демонстрационного зала стояли десятки различных оптических приборов: бинокли, фотоаппараты, увеличители. Но больше всего было микроскопов. Технический эксперт подошел к одному из них.

— Взгляните, это наша гордость, недавно сконструированный фазо-во-контрастный микроскоп MB 30S, работающий по принципу стереоскопа в поляризованном свете.

Вверху:

принципиальная схема растрового электронного микроскопа (стереоска-на): 1 — катод, 2 — первая линза, 3 — вторая линза, 4 — отклоняющие катушки, 5 — третья линза, 6 — диафрагма, 7 — предметный столик с объектом, 8 — система для улавливания вторичных электронов, 9 — усилитель сигнала, 10 — кинескоп наблюдения, 11 — кинескоп для фотографирования, 12 — генератор растра, 13 — регулятор увеличения.

На снимках:

изображение поверхности стеклянной плитки, вытравленной фтористоводородной кислотой; верхний снимок получен с помощью обыкновенного микроскопа, а нижний — фазово-конт-растного.

— Разве можно получить объемное изображение в микроскопе с набором одинарных объективов?..

Ружицкий улыбнулся.

— Это изобретение сделано на нашем заводе. Оно запатентовано сейчас во многих странах — в Англии, ФРГ, Франции, CLUA... Стереоэффект в микроскопе с одним объективом возникает потому, что в поляризаторы зрительных тубусов попадает свет, выходящий раздельно из левой и правой половинок кольцевой конденсорной диафрагмы. Поскольку максимальное увеличение составляет 1875 раз, то можно наблюдать стереоскопические контрастные изображения живых клеток и тканей, проводить микрохимические операции, а также делать стереоскопические фотоснимки. Обычный бинокулярный микроскоп не дает больших увеличений и никогда не предоставляет исследователю подобных возможностей.

Вот, например, два изображения одной и той же стеклянной плитки, вытравленной фтористоводородной кислотой. Верхнее изображение получено в обычном микроскопе, нижнее — в фазово-контрастном. Разница не нуждается в комментариях.

На заводе налажен также выпуск самых современных фазово-конт-растных и интерференционно-поляризационных микроскопов MPI-5. Они выгодно отличаются от обычных тем, что в них можно наблюдать прозрачные объекты, например, разнообразные живые клетки и ткани.

Раньше для изучения клеток под микроскопом их приходилось предварительно обрабатывать красителем, и они, как правило, погибали.

В новом микроскопе система диафрагм и линз вызывает интерференцию и изменение фазы проходящего луча света. При этом улавливается ничтожная разница хода световой волны в объекте и окружающей среде. В итоге контрастность неокрашенного объекта резко возрастает, появляются многочисленные детали, незаметные в поле зрения обычного микроскопа.

У русского писателя Н. Лескова есть замечательный рассказ о Левше, который подковал блоху. Так вот, современный Левита, пользуясь микроскопом MPI-5, смог бы не только подковать блоху, но даже измерить толщину волосинок на лапках, оценить содержание сухого вещества в клетках, коэффициенты диффузии и преломления. Подобные исследования очень важны для микробиологов. Незаменимы новые микроскопы и в лабораториях геологов, медиков, химиков.